10.02.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
Наиболее важным методологическим принципом в работе педагога-психолога является целостность изучения состояния ребенка. Отдельные стороны его психической организации (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от физического состояния.
В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, то есть строится диагностический, а в дальнейшем и развиваюше-коррекционный сценарий психологической работы. Практическим следствием реализации этого принципа является то, что инструментарий психолога (как диагностический, так и коррекционный) приобретает полифункциональные, интегративные возможности: повышается эффективность всех составляющих его деятельности.
Теснейшим образом с предыдущими связан и принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка. В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оценивать структуру и иерархию проблем развития в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функций.
Для решения наиболее сложной диагностической задачи — дифференциальной диагностики состояния ребенка, то есть отнесения его к той или иной категории (группе) детей (постановке психологического диагноза) и определения индивидуального образовательного маршрута, Н.Семаго предлагает принцип учета трех критериев:
- адекватности поведения как в целом, так и в процессе обследования;
- критичности по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведения;
- обучаемости, как основного психолого-педагогического критерия для задач образования.
Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельности ребенка специалистами консилиума, но безусловно должны быть оценены непосредственно психологом. Так, врач-психиатр в большей степени должен учитывать показатели адекватности и критичности ребенка, как показатели, на которые опирается его квалификация психопатологических проявлений состояния обследуемого ребенка.
Для педагога и учителя-логопеда наиболее важным критерием, определяющим возможности усвоения ребенком образовательной программы, является степень его обучаемости, адекватность поведения в процессе обучения. Психологу в равной степени важны все три критерия, позволяющие ему провести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить диагностическую гипотезу и данные обследования, обосновать отнесение данного ребенка к той или иной группе (поставить психологический диагноз) и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшей помощи.
Применительно к деятельности психолога можно говорить, что совокупность перечисленных принципов лежит в основе системы интегративной диагностики и коррекции — интегративного подхода, который можно считать наиболее важным методологическим, системообразующим принципом деятельности психолога.
В качестве методического обеспечения мы считаем принципиально важным использование классических отечественных патопсихологических методов, которые отрабатывались поколениями психологов и дефектологов. Все, что необходимо для серьезного глубокого психологического обследования, уже определено нашими предшественниками: С.Я. Рубинштейн, В.М. Коганом, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, другими отечественными педагогами и психологами. Нужно только «увидеть» в старом, не раз «опробованном» методе новые возможности определения тех или иных особенностей развития ребенка, правильно оценить и проанализировать полученные результаты.
Наиболее часто используемые и эффективные для углубленного обследования детей методики и тесты, а также теоретический и практический материал для обоснованных выводов и образцы необходимой документации приведены в книгах, расположенных во вложении к посту.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2022
Дата обновления: 09.02.2022
Дата публикации: 10.02.2022