Психологическое обследование детей с особенностями развития

10.02.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  СПЕЦИАЛИСТОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

     Наиболее важным методологическим принципом в работе педагога-психолога является целостность изучения состояния ребенка. Отдельные стороны его психической организации (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целос­тно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от физического состояния.

     В соответствии с данным положением определяется возможность исполь­зования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, то есть строится диагностический, а в даль­нейшем и развиваюше-коррекционный сценарий психологической работы. Практическим следствием реализации этого принципа является то, что ин­струментарий психолога (как диагностический, так и коррекционный) при­обретает полифункциональные, интегративные возможности: повышается эффективность всех составляющих его деятельности.

     Теснейшим образом с предыдущими связан и принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребен­ка. В соответствии с этим принципом каждая конкретная особенность состояния ребенка изу­чается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодей­ствием и «гетерохронией» (разновременностью) созревания тех или иных функций, входящих в единый «ансамбль» формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не только фиксировать отдельные нарушения или несформированность какой-либо сферы, но и определять причины и ситуацию их возникновения, оце­нивать структуру и иерархию проблем развития в ситуации разновременно­сти созревания и взаимовлияния исследуемых функций.

     Для решения наиболее сложной диагностической задачи — дифферен­циальной диагностики состояния ребенка, то есть отнесения его к той или иной категории (группе) детей (постановке психологического диагноза) и определения индивидуального образовательного маршрута, Н.Семаго предлагает принцип учета трех критериев:

- адекватности поведения как в целом, так и в процессе обследования;

- критичности по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведения;

- обучаемости, как основного психолого-педагогического критерия для задач образования.Хочу такой сайт

     Данные критерии в разной степени учитываются при анализе деятельности ребенка специалистами консилиума, но безусловно должны быть оценены непосредственно психологом. Так, врач-психиатр в большей степени должен учитывать показатели адекватности и критичности ребенка, как показатели, на которые опирается его квалификация психопатологических проявлений состояния обследуемого ребенка.

     Для педагога и учителя-логопеда наиболее важным критерием, определяющим возможности усвоения ребенком образовательной программы, яв­ляется степень его обучаемости, адекватность поведения в процессе обуче­ния. Психологу в равной степени важны все три критерия, позволяющие ему провести дифференциальный анализ состояния ребенка и подтвердить диагностическую гипотезу и данные обследования, обосновать отнесение дан­ного ребенка к той или иной группе (поставить психологический диагноз) и на этой основе выработать рекомендации по дальнейшей помощи.

     Применительно к деятельности психолога можно говорить, что совокупность перечисленных принципов лежит в основе системы интегративной диагностики и коррекции — интегративного подхода, который можно считать наиболее важным методологическим, системообразующим принципом деятельности психолога.

     В качестве методического обеспечения мы считаем принципиально важным использование классических отечественных патопсихологических методов, ко­торые отрабатывались поколениями психологов и дефектологов. Все, что необходимо для серьезного глубокого психологического обследования, уже определено нашими предшественниками: С.Я. Рубинштейн, В.М. Коганом, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, другими отечественными педагогами и психологами. Нужно только «увидеть» в старом, не раз «опробованном» методе новые возможности определения тех или иных особенностей развития ребенка, правильно оценить и проанализировать полученные результаты.

     Наиболее часто используемые и эффективные для углубленного обследования детей методики и тесты, а также теоретический и практический материал для обоснованных выводов и образцы необходимой документации  приведены в книгах, расположенных во вложении к посту.

   

Просмотров всего: , сегодня:

KhUKhLAEVA_O_V_Korrektsia_narusheniy_psikhologicheskogo_zdorovya_doshkolnikov_i_mladshikh_shkolnikov_2003g.doc (скачать)
Гиперактивные дети, психолого-педагогическая помощь.2007.pdf (скачать) (посмотреть)
Лебединский В.В. Нарушения психического развития.doc (скачать)
nastolnaja_kniga_po_inkljuz-obr.pdf (скачать) (посмотреть)
Pogudkina_I_S_Rabota_psikhologa_s_problemnymi_doshkolnikami.doc (скачать)
semago-mm-semago-nya-psihologicheskie-osobennosti-problemnyh-detey-lekcii-1-4_3260a86c424.pdf (скачать) (посмотреть)
semago-mm-semago-nya-psihologicheskie-osobennosti-problemnyh-detey-lekcii-5-8_dc1f31ba2b2 (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Zaicev_D_V__Doshkolnaya_korrekcionnaya_pedago.doc (скачать)
Дошкольная коррекционная педагогика.doc (скачать)
Задержанное психическое развитие.docx (скачать)
Крыжановская Л. ПСИХОЛ КОРР В ИНКЛЮЗИИ.doc (скачать)
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.doc (скачать)
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С СДВГ.docx (скачать)
Семаго Н. ДЕТИ С ЗПР. РАБОТА ПМПК.docx (скачать)
Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети Основы диагностической и коррекционной работы психолога.doc (скачать)

Дата создания: 08.02.2022

Дата обновления: 09.02.2022

Дата публикации: 10.02.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».