Речевые игры и задания по теме "Осень. Признаки осени. Деревья осенью". Рекомендации логопеда для родителей
17.09.2022
Осень
1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время
года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными
ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова
нужно начать ответ. Например:
— Какое сейчас время года?
— Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на
улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди,
листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в
школу. Люди надели более теплую одежду.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно
выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите
ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
•
Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На
деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой.
В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы.
На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику,
клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней
осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет,
часто идут холодные моросящие
дожди.
Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава
и
цветы. Заканчивается отлет птиц.
3.
Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите
ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.
—
Какое сегодня небо?
— Небо
чистое и голубое.
— А
каким чаще бывает небо поздней осенью?
— Поздней
осенью чаще небо затянуто тучами.
—
Какие листья ты видишь на деревьях?
— Листья
красные, желтые, оранжевые.
— А
какими бывают деревья поздней осенью?
— Поздней
осенью деревья голые.
-Обрати
внимание на траву под деревьями. Какая она?
- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.
- Что
произойдёт с травой поздней осенью?
- Поздней осенью трава пожелтеет и
засохнет.
— Что происходит с насекомыми поздней
осенью?
— Поздней
осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь?
— Перелетные
птицы летят в теплые края.
4.
Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь,
ок-тябрь, но-ябрь.
5.
Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя,
осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев.
Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые,
алые, коричневые, жёлтые,бордовые.
Например: алые листья клена, золотые
листья березы,
6.
Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и
называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя
прилагательными. Например:
Береза. —Березовые листья.
Клён.- Кленовые
листья.
Рябина.-Рябиновые
листья.
Рассказ по опорным картинкам «Осень»
После лета наступает осень.
Листья на деревьях желтеют, краснеют
и опадают.
Солнечных дней становится мало, часто
идут дожди.
Становится холодно, поэтому
перелётные птицы улетают на юг.
Животные тоже готовятся к зиме:
меняют шубку на более тёплую (заяц, белка),запасают корм(белки, ежи).
Насекомые прячутся под кору деревьев,
под старые пни.
Осенью на полях убирают урожай: овощи
в огороде, а фрукты в саду.
Люди одеваются теплее: надевают
куртки, шапки, обувают сапоги.
Тема «Деревья»
1.Понаблюдайте за деревьями в парке, на улице. Как они изменились весной? Расскажите о
строении деревьев. Что есть у
дерева? (Корень, ствол, ветки, листья), у дуба- жёлуди ; у хвойных: иголки, шишки.
Деревья бывают с листьями (лиственные) и с
иголками(хвойные) Лиственные: берёза,
дуб, клён, тополь… Хвойные: ель, сосна.
Где растут деревья? (В лесу,
парке, саду, на улице и т.д.)
2.Выучите с ребёнком текст и проведите пальчиковую гимнастику
Ветер по лесу
летал Плавные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Загибаем пальцы на обеих руках
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
3.Поиграйте
в игру «Отгадай листочек»
Сорвите с разных деревьев по листочку, пусть дети отгадают, какие это
листья
Лист березы — березовый; ... дуба — дубовый; ... тополя — тополиный;
… клена — кленовый; ... липы — липовый.
ДЕРЕВЬЯ
Образование
существительных
с уменьшительно-ласкательным суффиксом
«Назови ласково»
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка
(осиночка),
береза — березка
(березонька),
рябина — рябинка
(рябинушка),
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка
— веточка,
лист
— листик, листок, листочек,
лес
— лесок,
иголка — иголочка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.09.2022
Дата обновления: 20.09.2022
Дата публикации: 17.09.2022
Комментарии0
Новый комментарий