Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи. Консультация логопеда для родителей
10.02.2022
Консультация для родителей
«Развитие речевого дыхания у детей с
нарушением речи»
Дыхание выполняет очень важную функцию в
жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической
функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую
функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание (диафрагмальное) - основа
звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Механизм этого типа дыхания заложен в нас
природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и
на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.
Основная мышца, которая приводит этот тип
дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную
полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные
органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее
выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие,
а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются
без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.
При коррекции нарушений речи
возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание,
особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика
направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания,
произвольного управления процессом движения воздушного потока.
При выполнении дыхательных
упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
-не заниматься в пыльном, непроветренном,
или сыром помещении;
-температура воздуха должна быть на уровне
18-20 С;
-одежда не должна стеснять движений;
-не заниматься сразу после приема пищи;
-не заниматься с ребенком, если у него
заболевание органов дыхания в острой стадии.
Рекомендуется начать с
непроизвольных для ребенка игровых упражнений:
• дутье через соломку в стакан с водой;
• надувание воздушных шаров;
• дутье на разноцветные вертушки;
• игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
• пускание мыльных пузырей;
• дутье на одуванчики весной.
Упражнения могут выполняться в исходном
положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Упражнения для формирования
диафрагмального выдоха
Ребенок находится в положении лежа на
спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область).
Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить
на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3
минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции
и повышения мышечного тонуса.
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии
около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так,
чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех
дул на «свечу».
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки
перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук
«ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на
левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая
исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Накачать шину
Детям предлагают накачать «лопнувшую
шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку
«насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При
выпрямлении вдох производится непроизвольно.
Воздушный шар
Выполнение упражнения аналогично
упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».
Жук жужжит
Исходное положение: руки поднять в стороны
и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж»,
опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Ворона
Исходное положение: руки поднять через
стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно
«К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева
на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Пилка дров
Исходное положение: встать друг против
друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя —
вдох, руки от себя — выдох.
Дровосек
Исходное положение: встать
прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус
наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести
«ух». Повторить 6—8 раз,
Комарик
Исходное положение: сесть, ногами
обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть
туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро
вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.
Тренировка дыхания с применением речевого материала
1.Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
o укачиваем малыша —
«Ааа-аа-аа!»;
o воет волк — «Ууу-ууу»;
o дождик капает —
«кап-кап-кап» и т. д.
2. Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в
которых голосовой материал объединяется с движениями:
o «дровосек» — ребенок
стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки
нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
o «часы» — исходное
положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в
сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
o «шофер» — в положении
стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля
руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
3. «Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все
удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой».
Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов. Важно: следите,
чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
4. Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная
задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
5. Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и
соблюдение рационального выдоха. Обязательно обратите внимание ребенка на
правильный равномерный выдох.
Все упражнения достаточно просты и
не требуют специальной подготовки от родителей. Зато ваш ребёнок отблагодарит
вас за эти минуты общения красивой и правильной речью в дальнейшем. Не
ленитесь! Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему
ребенку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2022
Дата обновления: 16.02.2022
Дата публикации: 10.02.2022
Комментарии0
Новый комментарий