20.05.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ
БАРЬЕРЫ
ОБЩЕНИЯ НА ПУТИ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
От сотрудников, работающих в системе «человек-человек» требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других. На пути к взаимопониманию часто срабатывают, так называемые, барьеры общения. То есть это такие эффекты общения, которые возникают из-за особенностей нашего восприятия - они искажают объективный образ человека и создают ошибочное объяснение ситуации, поступкам, мотивации, поведению или характеристикам человека.
Причиной срабатывания психологического барьера могут
служить, например, социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут
быть социальные, политические, религиозные, личностные и профессиональные различия, которые
приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в
процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие
партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой
национальности, пола и возраста.
Психологические барьеры в общении возникают
незаметно (бессознательно) и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но
незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать
неверность своего отношения к другому человеку и своего поведения и уверен, что
общается нормально и главное - правильно, как того заслуживает человек.
Приведем некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и
оценивать людей. Основные из них таковы:
Наличие заранее заданных установок,
оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально
начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Т.е. вам рассказали, каков этот человек (скидка на то, КТО рассказывает и в КАКИХ именно обстоятельствах у этого человека протекало общение, насколько достоверна эта информация не учитывается), и ваше восприятие с готовностью фиксирует подтверждающие эту информацию факты или интерпретирует их под определенным углом зрения.
Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии
с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и
формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. Мы все знаем, как много времени нужно для того, чтобы узнать и понять нас. Но когда дело касается другого человека, мы поспешно и зачастую ошибочно приписываем ему различные характеристики для снятия тревоги и напряжения от контакта с "космосом" личности другого. "А, ну все понятно..." - и готов образ другого человека, словно это плоская картинка. И пусть попробует вести себя иначе! Происходит безотчетное структурирование личности другого человека, когда логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты - и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
Эффект «ореола» проявляется в
том, что первоначальное отношение к какой-то ОДНОЙ частной стороне личности
распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке
переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке
благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не
замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке
отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или
истолковываются превратно как своекорыстные.
Эффект «проецирования»
проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои
собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая
людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны
мне». Упрямый, высокомерный, властный или подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у
партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый,
честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и
ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие,
жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
«Эффект первичности»
проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке
или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на
все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите
информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и
учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и
настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого
самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные
чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее,
важно положительно «настроиться на него».
Отсутствие желания и привычки
прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное
впечатление о человеке, отстаивать его.
Отсутствие изменении в восприятии
и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в
виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не
меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
«Эффект последней информации»
проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о
человеке, особенно эмоционально значимую или затронувшую ваше самолюбие, она может перечеркнуть все прежние мнения об этом
человеке, изменить ваше отношение. При этом мы совершенно не отдаем себе отчета в ошибочности такого переворота чувств.
Важное значение для более глубокого
понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет
собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения
других людей. Объяснение причин поведения человека может быть
через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты,
мотивы, склонности) либо через внешние причины (влияние внешних
ситуаций). Например, наблюдая чье-либо поведение, мы бессознательно объясняем себе - это он делает потому-то и потому-то (причем это объяснение подходит только нам - мы так делали бы по этим причинам). А значит, ему свойственны такие-то и такие-то черты личности. И на основании этого объяснения у нас возникает определенное отношение и чувства к этому человеку. А человек совсем не "потому-то и потому-то" что-то делает, а значит, ему не свойственны приписанные личностные характеристики и ваше отношение и чувства к нему ошибочны.
На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, из средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. Следствием стереотипизации часто выступают предубеждения — эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. А также на восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Установки имеют три измерения:
ü когнитивное
измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно
какого-либо субъекта или предмета;
ü аффективное
измерение — положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному
человеку или информации;
ü поведенческое
измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим
убеждениям и переживаниям человека.
Установки
формируются:
ü под влиянием
других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30
годами, а затем меняются с трудом;
ü на основе
личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
Предвзятое мнение человека руководит тем,
как он воспринимает и интерпретирует информацию. Изображение лица человека на
фотографии может совершенно по-разному восприниматься (это жестокий или добрый
человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: например,
гестаповец он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть
ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен,
названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей
собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их
породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать
существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение
часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать
его.
Во вложении находится презентация на
тему «Барьеры общения».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.01.2022
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 20.05.2022