Самомассаж, как нетрадиционный метод воздействия логопеда на развитие речи ребенка.
05.01.2022
Массаж – это метод лечения и профилактики с
помощью механического воздействия на различные участки тела человека. Самомассаж
лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет
изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Целью логопедического
самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в
работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных
мышц. Длительность одного сеанса для детей дошкольного возраста составляет 5
-10 минут. Каждое движение выполняется 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может
быть включено лишь несколько из предлагаемых приёмов, причём они могут
варьироваться в течение дня.
Перед выполнением приёмов самомассажа ребёнок
должен принять спокойную, расслабленную позу. Он может сидеть или находиться в
положении лёжа (после дневного сна). Обучая ребёнка самомассажу, родители
показывают каждый приём на себе и комментирует его. Ребёнок выполняет массажный
приём самостоятельно, вначале с помощью зрительного контроля (зеркало), а затем
и без него. Когда приёмы самомассажа будут освоены ребёнком, возможно
проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую,
спокойную музыку.
Процедура самомассажа проводится, как правило, в
игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц
лица,губ,языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений
дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку
удовольствие.
Самомассаж
мышц головы и шеи:
1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на
области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести
ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к
плечам.
2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной
ямке.
Самомассаж
мышц лица:
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины
лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин
лба к вискам.
3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание
кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы
к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко
от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними
пальцами от середины верхней губы к углам рта.
7. «Клювик» - движение указательным и средним
пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к
середине.
8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью
пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.
10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.
11. Пожевывание попеременно то верхней,
то нижней губы.
12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу
и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от
середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа
к ушам.
14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками
пальцев по щекам.
15. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по
щекам в разных направлениях.
16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их
тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек
сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух».
17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и
легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить
легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж
языка:
1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлепывание языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких
психических функций, как внимание, память, зрительно - моторная координация, а
также развития речевой и творческой сфер.
Логопедический игровой самомассаж лица.
Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем,
разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые
движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные
движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими
движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание
ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины
подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к
волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят
губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают
губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание
обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо (выполнять
соответственно словам).
Хорошо! Ещё разок! (выполнять
соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые
движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые
движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят
пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные
движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным
складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее
движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)
Игровой логопедический
самомассаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа способствуют:
1.Нормализации мышечного тонуса;
2.Укреплению мышц артикуляционного аппарата;
3.Развитию силы, подвижности и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Уважаемые
родители! Пусть занятия по логопедическому самомассажу с детьми будут
интересными! Будьте дружелюбны и уважительны к
ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная
повинность, а интересное, увлекательное дело!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.01.2022
Дата обновления: 12.01.2022
Дата публикации: 05.01.2022
Комментарии0
Новый комментарий