21.04.2023
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И
СПЕЦИАЛИСТОВ
КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психическое здоровье - фундамент
духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных
нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между
душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а
положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Современные условия общества, нестабильность в
семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению
нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют
чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности,
замкнутости и неуверенности в себе, агрессивного поведения, гиперактивности,
что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены
склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира
взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье,
воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Если ребёнка понимают и принимают, он легче
преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному
росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в
котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу и
не тянет за ветви деревце, чтобы оно быстрее и ровнее росло, а создаёт для
каждого растения оптимальные условия для развития.
Для определения степени тяжести имеющегося
у ребенка расстройства предлагаются следующие критерии оценки возможного
отклонения в любом поведении:
1.Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и
половой принадлежности ребенка. Некоторые особенности поведения являются
нормальным только для детей определенного возраста. Что касается вопросов,
связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков
и девочек во многом совпадает, и это нормально.
2.Длительность сохранения расстройства. У детей
довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства.
Однако случаи длительного сохранения этих состояний должны вызывать тревогу у
взрослых.
3.Жизненные обстоятельства. Временные колебания в
поведении и эмоциональном состоянии детей - явление обычное и нормальное, так
как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается
довольно часто. Все эти колебания в одних условиях происходят чаще, чем в
других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка.
4.Социокультурное окружение. Дифференциация
нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение ребенка
должно оцениваться нормами его непосредственной социокультурной среды.
Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на
вариативность в целом нормального поведения.
5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются
гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания
требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами,
особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
6. Тип симптома. Симптомы бывают разные. Одни
обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие - психическим расстройством.
7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка
возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто
повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность
проявления неблагоприятных симптомов.
8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение,
следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны
для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка.
9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что
симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации,
отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в
определенной обстановке.
Таким образом, решая вопрос об отклонении
поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех
вышеназванных критериев.
В поведении и развитии детей дошкольного
возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость,
пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности
(невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами:
· ошибками воспитания;
·определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Для выявления истинных причин поведения
ребенка необходимо представлять симптоматику конкретных, часто встречающихся
нарушений поведения, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не
только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли
те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной
медицинской помощи.
Предлагаю вашему вниманию методическое пособие «Коррекция и
профилактика нарушений поведения у детей дошкольного возраста» - автор
Рудницкая О.М. - во вложении полный текст.
Пособие будет очень полезно в работе
педагогов–психологов, воспитателей дошкольных учреждений, а также родителям
детей, имеющих отклонения в поведении.
В
пособии нарушения поведения определяются как отклонение от нормы внешне
наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение
человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение
поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение
поведения).
Содержание
Пояснительная записка
Введение
Основные теоретико-методологические подходы к проблеме
нарушений поведения у детей. Феномен нарушений поведения в психологической
науке
Особенности эмоциональной сферы
Методики определения нарушений у детей
Программа «Коррекция и профилактика нарушений
поведения у детей дошкольного возраста»
Планируемая деятельность с детьми
Планируемая деятельность с родителями
Планируемая деятельность с педагогами
Список литературы
Приложение –
рекомендации по работе с детьми с особенностями поведения
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.12.2022
Дата обновления: 21.04.2023
Дата публикации: 21.04.2023