20.02.2022
Консультация для
родителей
Создание
предметно-развивающей среды дома
Дом- это универсальная развивающая среда
для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний
уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная
среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.
Что же такое развивающая среда для
ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое,
эстетическое, познавательное и социальное становление личности ребенка в
различных видах деятельности, это «совокупность материальных объектов, средств
и условий их применения, предназначенная для всестороннего развития ребенка в
его доме».
Что нужно сделать для того, чтобы создать
в доме предметно-развивающую среду? Главное и основное правило организации,
развивающей среды - это доступность.
Предлагаем рассмотреть развивающие зоны
на примере центров активности в нашей группе, и расскажем, что можно придумать
для их создания в домашних условиях.
Литературный центр представляет
собой зону развивающую интеллект, память, речь, расширяет общий кругозор ребенка,
очень важно периодически пополнять его новыми журналами, книгами. Дома вы
можете создать свою библиотеку, выделив для этого полочку.
Центр
ИЗО: на уровне роста вашего малыша можно наклеить кусок белых обоев для
воплощения творческих идей ребенка. Важно разнообразить инструменты и материалы
для творчества: пластилин, клей, кисти, цветные и простые карандаши.
Художественное творчество развивает глазомер, художественный и эстетический
вкус, ориентирование на листе бумаги, воображение, внимание, память, творческие
способности.
Центр строительства: в нем есть
конструкторы различных видов и размеров. При подборе строительного конструктора
учитываются возрастные особенности детей. Конструирование развивает у детей
память, воображение, внимание, речь, логическое мышление, ориентировку в
пространстве; очень хорошо развивает детей ручной труд из бумаги, складывание
бумаги в различные предметы называется техникой оригами. У детей развивается
глазомер, мелкая моторика, творческие способности.
Дома также можно создать уголок конструирования для этого можно,
например, отвести место в шкафу, где будут лежать необходимые предметы, и
дополнить уголок небольшим ковриком для напольного конструктора.
Центр
драматизации: в него входят разные виды театров: кукольный, перчаточный,
пальчиковый, конусный, театр на подушках, на ложках, а также уголок.
Театрализованные игры развивают память, внимание, воображение, выразительность,
речь, творческие способности.
Дома легко вместе с ребенком смастерить
пальчиковый театр, ширмой может послужить большая коробка с вырезанными
окошками. Также можно изготовить кукол из старых перчаток, варежек, бумаги.
Центр
науки и природы является важнейшей зоной развивающей среды. Дети изучают
свойства предметов их признаки. При этом учатся определять разные материалы, по
запаху, на ощупь и т. д. Проводят эксперименты с природным материалом,
наблюдают за ростом растений, формируют навыки ухода за ними.
В домашних условиях хорошо бы высадить в
цветочный горшок луковицу и наблюдать за ее ростом. Для опытов можно
использовать кусочки ткани, деревянные брусочки, металлы, вату и многое другое.
Такие опыты активируют аналитическую деятельность мозга, развивают
любознательность, ответственность, логическое мышление.
Немалую часть времени ребенок проводит с
вами на кухне, поэтому имеет смысл подготовить для него «волшебную коробку», в
которой хранятся дощечки с налепами из пластилина - на них ребенок может
воплощать свои фантазии из крупы и макарон. Можно использовать гречу, рис,
горох, перец, отсчитывая макароны ребенок закрепляет счет, форму, цвет; также у
ребенка развивается мелкая моторика, память, воображение, фантазия.
Очень важным для ребенка является физическое
развитие. Замечательно, если в доме у ребенка оборудован спортивный уголок, если его нет, можно выделить полочку, где вы
поместите мячи, скакалку, кегли и т. д. Эти вещи также должны быть.
Поскольку у детей ведущим видом деятельности
является игра, можно дома разместить
красочный игровой магазин, атрибутами в котором являются коробки от конфет, соков,
бутылочки, баночки, кошелек, весы и т. д.
В мини-парикмахерской должно быть зеркало с
небьющимся стеклом, различные бутылочки из-под шампуней, кремов и т. д.
В игре с куклами дети часто повторяют модель
поведения своих родных, учатся вести себя вежливо. Играя в семью, дети учатся
правильному поведению в социуме, коммуникации, формируют культуру общения и
поведения.
Как
видите, создание развивающей среды для ребенка - это не такое уж сложное
занятие. Главное - осознать необходимость, понять основные моменты и, конечно,
уделить время.