31.08.2022
Об особенностях
функционирования психологической службы в образовательных организациях
Республики Крым в 2022/2023 учебном году
Состояние системы образования на современном этапе, психологические особенности детской популяции ХХIвека, вызовы и риски социальной среды актуализируют задачу активного участия педагогов-психологов в реализации основных и дополнительных образовательных программ общеобразовательной организации (ОО) и дошкольной образовательной организации и (ДОО), в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех субъектов образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы ОО и ДОО с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.
Своевременное оказание адресной помощи субъектам образовательной деятельности является фактором успеха обучения и воспитания, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.
Эффективное функционирование психологической службы ОО и ДОО обеспечивает готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.
Нормативно-правовое
обеспечение деятельности психологической службы на федеральном и региональном
уровнях
В своей деятельности педагоги-психологи
образовательных организаций различных видов и форм собственности в 2022/2023 учебном
году должны руководствоваться нормативно-правовыми документами международного,
федерального, регионального, локального уровней. Электронная база документов
федерального уровня доступна на официальном сайте Федерации психологов
образования России https://rospsy.ru/npa.
Документы
международного и федерального уровней
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Конвенция совета Европы о защите детей от сексуальной
эксплуатации и
сексуальных злоупотреблений (Ратифицирована Федеральным законом РФ от
07.05.2013 N 76-ФЗ)
Федеральные законы Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
Гражданский Кодекс РФ (принят Государственной Думой 21
октября 1994 года)
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 93-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 03 июля 2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"
Концепции и другие документы,
регламентирующие
государственную политикув сфере образования
Концепция общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ № Пр.-827 от 03.04.2012 г.)
Концепция развития психологической службы в системе общего
образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на
период до 2025 года (№
СК-7/07вн, утверждена Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым 20 мая 2022
года)
Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 №
520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года (вместе с «Планом
мероприятий на 2017 - 2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»)
Распоряжение Правительства РФ от 23
января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий,
проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года.
Федеральные государственные
образовательные стандарты
общего образования
Приказ
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 15 мая 2012 года № 413 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»(с
изменениями и дополнениями)
Иные нормативные правовые акты,
регламентирующие
деятельность педагога-психолога
Рекомендации Департамента государственной политики в сфере защиты прав
детей Минпросвещения России в рамках усиления мер по вопросам
психолого-педагогической поддержки обучающихся (письмо Минпросвещения России от
27.03.2020 № 07-2446)
Приказ Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 889н «Об утверждении
рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных
органов власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных
услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической,
педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным
услугам (социальном сопровождении)»
Приказ Минпросвещения России от 22
марта 2021 г. № 115 Об утверждении Порядка организации и о осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования (вступает
в силу с 1 сентября 2021 г.)
Распоряжение
Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических
рекомендаций по системе функционирования психологических служб в
общеобразовательных организациях»
Методические письма Министерства
просвещения
(ранее – Министерства образования и науки)
Российской Федерации
Письмо от 13 января 2016 г. N ВК-15/07 «О направлении методических
рекомендаций» («Рекомендации МОН РФ органам власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования по реализации моделей раннего
выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых
признаков отклонений в развитии детей»).
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 января 2016 № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по
профилактике суицида».
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 февраля 2016 г. № 07-834 «О направлении методических рекомендаций»
(«Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и
государственных организаций, и профилактике таких уходов»).
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 апреля 2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций»
(«Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной
профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»).
Письмо Министерства образования
Российской Федерации от
24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего
временипедагога-психолога образовательного учреждения»
Рекомендации Департамента государственной
политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России в рамках усиления мер
по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся от 27.03.2020 №
07-2446
Письмо Министерства просвещения Российской
Федерации от 15.02.2022 № АЗ-113/03«О направлении методических рекомендаций» (рекомендации
по введению ФГОС НОО и ООО, утвержденных приказами № 286 и № 287 от 31.05.2022)
Региональные
документы
Закон Республики Крым от 06 июля 2015 №131-ЗРК/2015
«Об образовании в Республике Крым»
Закон Республики Крым от 15 сентября
2014 № 75-ЗРК/2014 «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике
Крым»
Закон Республики Крым от 01 сентября
2014 № 60-ЗРК/2014 «О профилактике правонарушений в Республике Крым»
Приказ Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 18 декабря 2015 №1340 «Об утверждении перечня
обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений»
Письмо Министерства образования, науки и
молодежи Республики Крым от 04 декабря 2014 №01-14/2014 «Об организации
внеурочной деятельности»
Деловая
документация педагога-психолога
образовательной организации
Педагог-психолог любой образовательной
организации (школы, школы-интерната, детского сада) в обязательном порядке
ведет следующие виды учетно-отчетной документации: перспективный план работы на
текущий учебный год, график работы, ежемесячный план работы, журнал
консультаций, журнал групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
аналитический и статистический отчеты и др.
Примерный перечень деловой документации
педагога-психолога был ранее представлен в методическом письме «Об особенностях
функционирования психологической службы в 2017/2018 учебном году». Электронный ресурс.–
Режим доступа: https://krippo.ru/index.php/practicheskaya-psihologiya, раздел
«Методические письма об особенностях функционирования психологической службы».
Вся документация педагога-психолога делится на
общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и
специальную (документация для «служебного пользования»).
Общая документация служит задаче
непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности
педагога-психолога и может являться открытой для различных представителей
контролирующих инстанций.
К ней относятся: план работы (на учебный год),
график работы, журнал учета видов деятельности, отчет о работе (за учебный
год), программы факультативов, коррекционных / развивающих занятий,
профилактических программ, тренингов, тематические планы мероприятий по
психологическому просвещению, отчеты по результатам диагностических
обследований, паспорт кабинета педагога-психолога.
Кроме документации общего характера,
педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования».Эта
документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по
запросу профильных специалистов (методистов, курирующих психологическую службу)
системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований,
исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На
основании «документов для служебного пользования» педагог-психолог может давать
рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во
внешние организации по запросу родителей. К этой документации относятся:
протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и
индивидуальной);записи наблюдений из журнала консультаций; наблюдения за детьми
во время коррекционных /развивающих занятий; психологические карты развития
ребенка и т. п.
В условиях введения ФГОС остаются прежними
основные формы общей и специальной документации, которую ведет специалист.
Актуальные направления работы педагогов-психологов
образовательных организаций в 2022/2023
учебном году
Деятельность педагогов-психологов ОО
и ДОО строится на базе требований нормативно-правовой базы. В новом учебном
году работа работников психологической службы должна быть ориентирована на
организацию психолого-педагогического сопровождения внедрения новых ФГОС
начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ФГОС ООО) и реализацию актуализированной Концепции развития психологической службы в системе
общего образования и среднего профессионального образования в Российской
Федерации на период до 2025 года № СК-7/07вн, утвержденной Министром просвещения РФ
С.С. Кравцовым 20
мая 2022 года.
Организация психолого-педагогического сопровождения
реализации программ начального и основного общего образования в соответствии с
обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО
Обновленные ФГОС
НОО и ООО утверждены соответственно приказами Министерства просвещения
Российской Федерации № 286, № 287 от 31 мая 2021 года ивступают в силу с 1 сентября
2022 года, Основой организации образовательной деятельности в соответствии с
обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход,
ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
Основные
изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к
результатам и условиям реализации основных образовательных программ
соответствующего уровня. Значительное внимание в новых образовательных
стандартах уделено психолого-педагогическим условиям реализации программ
начального и основного общего образования, в том числе адаптированной (для
ООО).
Психолого-педагогические условия реализации программ
начального общего и основного общего образования (в том числе адаптированной
программы), должны обеспечивать:
1) преемственность содержания и форм
организации образовательной деятельности при реализации образовательных
программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
2) социально-психологическую адаптацию
обучающихся к условиям ОО и с учетом специфики их возрастного
психофизиологического развития, включая особенности адаптации к социальной
среде;
3) формирование и развитие
психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) профилактику формирования у несовершеннолетних
девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;
5) психолого-педагогическое
сопровождение командой квалифицированных специалистов (педагогом-психологом,
учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом)
участников образовательных отношений:
-
формирование
и развитие психолого-педагогической компетентности;
-
сохранение и
укрепление психологического благополучия и психического здоровья обучающихся;
-
поддержка и
сопровождение детско-родительских отношений;
-
формирование
ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-
дифференциация
и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей когнитивного и
эмоционального развития обучающихся;
-
мониторинг
возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и сопровождение
одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;
-
создание
условий для последующего профессионального самоопределения;
-
сопровождение
проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего
профессионального самоопределения;
-
обеспечение
осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы
деятельности;
-
формирование
коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
-
поддержка
детских объединений, ученического самоуправления;
-
формирование
психологической культуры поведения в информационной среде;
-
развитие
психологической культуры в области использования ИКТ;
6) индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных
отношений, в том числе:
-
обучающихся,
испытывающих трудности в освоении программы начального общего и основного
общего образования, развитии и социальной адаптации;
-
обучающихся,
проявляющих индивидуальные способности, и одаренных;
-
педагогических,
учебно-вспомогательных и иных работников ОО, обеспечивающих реализацию программ
начального общего и основного общего образования;
-
родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
7) диверсификацию уровней психолого-педагогического
сопровождения:
-
индивидуальный;
-
групповой;
-
уровень
класса;
-
уровень образовательной
организации;
8) вариативность форм
психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений
(профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая
работа, просвещение);
9) осуществление мониторинга и
оценки эффективности психологических программ сопровождения участников
образовательных отношений, развития психологической службы образовательной
организации.
Следует отметить, что в перечень
психолого-педагогических условий реализации программ НОО и НОО, по сравнению с
ФГОС предыдущего поколения, добавлены такие позиции, как
социально-психологической адаптации, профилактике формирования у обучающихся
девиантных форм поведения и повышенной тревожности, осуществление мониторинга и
оценки психологических программ сопровождения участников образовательных
отношений, развития психологической службы ОО, а также указаны целевые группы
для осуществления индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
Указанные условия должны быть отражены в годовом плане работы
педагога-психолога /социально-психологической службы ОО.
Организация психолого-педагогических
условий реализации основных образовательных программ начального общего и
основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна
опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и
организационно-методическую поддержку каждого педагогического работника ОО,
включая педагога-психолога и социального педагога. К числу
организационно-управленческих мероприятий относятся:
- разработка
нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня, касающихся
функционирования социально-психологической службы образовательной организации;
- планирование и
реализация мероприятий по обеспечению психолого-педагогических условий
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО;
- организация
работы методических служб на муниципальном уровне и уровне образовательной
организации, муниципальных методических объединений педагогов-психологов.
Организационно-методическая
поддержка каждого педагога-психолога и социального педагога в период перехода
на обновленные ФГОС должна включать:
- проведение
анализа системы работы по психолого-педагогическому сопровождению внедрения
обновленных ФГОС;
- организацию
взаимопосещения мероприятий коллег педагогами-психологамии социальными
педагогами в рамках муниципального методического объединения;
- рассмотрение
на педагогических советах вопросов создания психолого-педагогических условий реализации
обновленных ФГОС;
- формирование
системы наставничества для профессионального роста молодых педагогов-психологов
и социальных педагогов;
- контроль
качества работы специалистов социально-психологической службы со стороны
администрации с привлечением методистов/специалистов, курирующих
психологическую службу на муниципальном уровне.
Работники
социально-психологических служб должны принять непосредственное участие в создании
системы психолого-педагогического обеспечения внедрения обновленных ФГОС НОО,
ООО. Такую деятельность необходимо осуществлять в соответствии с планом работы
ОО на 2022/23 учебный год, дорожной картой перехода на обучение по обновленным
образовательным стандартам. В начале нового учебного года рекомендуется использовать
следующие формы работы:
-групповые консультации
для школьных методических объединений учителей начальных классов и
учителей-предметников, преподающих в 5–9-хклассах по темам «Психологические
проблемы внедрения нового ФГОС НОО/ООО и пути их решения»;
- групповые
консультации на родительскихсобранияхдляродителейучащихся5-хклассов по теме«Психологическая
готовность ребенка к обучению в основной школе в условиях перехода на
обновленный ФГОСООО» (если таковые собрания не были проведены в апреле-мае 2022
года);
- групповые
консультации на родительскихсобранияхдляродителейучащихся1-х классов по теме «Психологическая
готовность ребенка к обучению в начальной школе в условиях перехода на обновленный
ФГОСНОО»;
- индивидуальные
консультации для педагогов и родителей по указанной тематике;
-
диагностикапсихологическойготовностипедагоговкпереходунановыеФГОСНООиООО (при
наличии запроса администрации, желательно до начала нового учебного года);
-cкрининг-диагностика психологической готовности учащихся
4-х классов к переходу на уровень ООО (если не проводилась в апреле-мае 2022
года));
- cкрининг-диагностика психологической готовности
первоклассников к обучению в школе в условиях обновленного ФГОС НОО.
В дальнейшем педагог-психолог
должен работать в тесном взаимодействии с педагогами, решая проблемы в ходе
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, развития у обучающихся необходимых
компетенций, осуществляя психологическую помощь нуждающимся в ней и работая над
целью, сформулированной в программе развития школы.
Основой
системы психолого-педагогического сопровожденияреализации ФГОС является единство требований,
предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей
деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического
сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от
совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами
школы, взаимодействия с административным звеном.
Цель
психолого-педагогического сопровождения: содействие психологическому и личностному
развитию участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения.
Задачи психологического сопровождения:
- повышение компетентности участников
образовательного процесса в вопросах организации психологического сопровождения
в условиях введения и реализации ФГОС
третьего поколения;
- качественная реализация программ
психологического сопровождения личности в образовании, соответствующих
требованиям ФГОС;
- обновление характера и форм профессионального
общения и деятельности педагога-психолога в рамках системно-деятельностного
подхода;
- создание специальных
социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД
учащихся;
- организация психологического сопровождения
внеурочной деятельности обучающихся, а
также рабочей программы воспитания.
Педагог-психолог
должен быть включён в разработку и реализацию основной образовательной
программы!!!
Педагог-психолог является полноправным
участником образовательного процесса. Он тесно сотрудничает с другими
специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение: социальными
педагогами, учителями-логопедами, тьюторами. Участвует в решении проблем и
задач развития конкретных детей и ученических коллективов совместно с педагогами,
прежде всего, с классными руководителями.
Собственная система
психолого-педагогического сопровождения должна строиться с учетом специфики ОО,
а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках
данного ОО.
Основным предметом деятельности педагога-психолога
согласно Профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)» является психолого-педагогическое сопровождение основных
образовательных программ, в том числе адпатированной (для ООО).
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится организация соответствующего психологического обеспечения обучающей деятельности, ориентированной на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов.
Реализация рабочей программы
воспитания предполагает совместную работу педагога-психолога, педагогов и
воспитателей.
Среди
направлений психолого-педагогического обеспечения ФГОС особое место занимает
программа коррекционной работы, направленная на «коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении
ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной»(ФГОС
ООО, п. 32.4)
Примерное
содержание деятельности педагога-психолога по психологическому обеспечению
программы коррекционной работы
(в соответствии с ФГОС ООО разрабатывается
при наличии в ОО
обучающихся с ОВЗ)
№ |
Задачи |
Средства |
Примечание |
1 |
Участие
в разработке и реализации программы коррекционной работы ОО |
программы коррекционной работы с
детьми с ОВЗ в инклюзивных классах |
Разрабатываются при наличии в ОО обучающихся
с ОВЗ |
2 |
Участие
в работе психолого-педагогического консилиума (ППк) ОО |
- Положение о ППк образовательной
организации; - план и график работы ППк ОО; - заключения специалистов ППк; - карта развития обучающегося; - диагностические методики |
Предполагает взаимодействие всех
педагогических работников ОО |
3 |
Реализация
коррекционно-развивающих программ по запросу |
коррекционно-развивающие программы |
В рамках реализации психолого-педагогических
условий ООП |
4 |
Участие
в проектировании
коррекционно-развивающей работы на уроке или внеклассных мероприятиях с
последующей супервизией деятельности |
рекомендации по включению
коррекционной работы в уроки и внеклассные мероприятия |
В рамках реализации
психолого-педагогических условий ООП |
5 |
Информирование
родителей, мотивирование их на работу с профильными специалистами |
информация об учреждениях, куда могут
обратиться родители (ГБУ ОО РК «Крымский республиканский центр психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения», медицинские учреждения, учреждения
дополнительного образования, социальные службы)) |
В рамках реализации
психолого-педагогических условий ООП |
6 |
Помощь
школьникам в адаптационные периоды |
адаптационные программы; диагностические
методики |
В рамках
реализации психолого-педагогических условий ООП |
Результативность
деятельности педагога-психолога
Результативность
деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС определяется по следующим
критериям:
- достижение обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
-психолого-педагогическое обеспечение преемственности
содержания и форм организации образовательного процесса;
- успешная социально-психологическая адаптация в
условиях ОО с учетом специфики возрастного психофизиологического развития
обучающихся, включая особенности адаптации к социальной среде;
- обеспечение эффективной профилактики формирования у
учащихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности;
- достижение необходимого уровня
психолого-педагогической компетентности педагогических и административных
работников, родительской общественности;
- обеспечение дифференцированного и
индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных
образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного
образования;
- функционирование системы мониторингов
возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей,
детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
- участие в создании и функционировании системы
комплексного сопровождения обучающихся;
- обеспечение индивидуального психолого-педагогического
сопровождения участников образовательных отношений.
Электронные ресурсы
Российский
образовательный портал. http://www.school.edu.ru/
Федеральныый
портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Информационный
портал для работников системы образования http://www.zavuch.ru/
Научная
электронная библиотека eLIBRAR. http://elibrary.ru/
Официальный
сайт российского школьного образования
«Российское школьное образование» http://www.school.edu.ru
Федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Образовательная система
"Школа 2100" http://school2100.com/
Открытый
класс: сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru/
Открытый
образовательный видеопорталhttp://univertv.ru/
Методическая
копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/
Сайт газеты «Первое сентября» http://www.1september.ru
Сайт
«Учительской газеты» http://www.ug.ru
Сайте
Федерации психологов образоания России: https://rospsy.ru
Электронные
версии журналов:
Журнал
Право и образование http://www.lexed.ru/pravo/journ/
Журнал
Вестник образования в России http://www.vestniknews.ru
Журнал
Лидеры образования http://pedsovet.org/leader.html
Журнал
Открытое образование http://www.e-ioe.ru
Журнал
Управление школой http://upr.1september.ru/
Журнал
Педагогический мир http://pedmir.ru/docs.php?cid=1
Подготовила методист Центра по воспитательной работе и основам здоровья
ГБОУ ДПО РК КРИППО Ижецкая М.Е.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.09.2022
Дата обновления: 18.12.2022
Дата публикации: 31.08.2022