Формирование эмоциональной привязанности по избегающему типу у детей дошкольного возраста

04.12.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ПО ИЗБЕГАЮЩЕМУ ТИПУ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

a96c2509d0aee6da584817915e83d468.jpg

  Обычно поводом для обращения к психологу становится поведение ребенка, с которым не могут справиться родители, или проявления, вызывающие беспокойство: агрессивность, тревожность, плаксивость, истеричность, непослушание и пр. Дети, о которых я сейчас хочу поговорить, как правило, становятся поводом для восхищения и зависти.  «Не плачет, истерики не закатывает, самостоятельный, такой умный, все понимает, можно договориться и объяснить. Родители с ним  горя не знают: послушный, тихий, ничего не просит, не пристает с вопросами,  целыми днями может сам себя занять». Только вот у таких детей рано начинаются проблемы со здоровьем (дерматиты, аллергия, нарушения сна, энурез, ВСД и пр.) и детские дружбы не складываются.

     Именно так выглядит ребенок, у которого сложилась с родителем  эмоциональная связь по тревожно-избегающему типу. Он кажется автономным, независимым, "маленьким взрослым" и часто имеет проблемы со здоровьем. Когда мама уходит, такой ребенок показывает, что это его не беспокоит, он невозмутим и иногда даже кажется равнодушным. Когда мама возвращается, ребенок не приветствует ее, не бежит к ней и не старается забраться на руки, он не излучает радости (как, впрочем, и мама или папа, занятые разговорами по телефону), и как будто не огорчен. Его взгляд направлен либо в другую сторону, либо обращен к тому занятию, за которым его застали. Чаще всего это именно то, чего ждут родители от ребенка: чтобы он научился справляться со стрессом без слез и криков, желательно сам, чтобы поменьше мешал взрослым, становился самостоятельным. 

  Если в течение первого года жизни ребенок сталкивается с тем, что на призывы и крики никто не приходит или, еще хуже, они вызывают гнев и раздражение, а его стремление прижаться и забраться на руки подавляется, то он приучается скрывать свою потребность в помощи и поддержке. В арсенале родителя, устанавливающего избегающую привязанность, фразы, с помощью которых выражается поддержка, следующие: "ничего страшного", "ничего, перемелется - мука будет", "не плачь, не ной, не канючь", "а я тебе говорила! сам виноват", "не делай вид, что тебе больно", "не слушаешься – теперь будешь знать", "успокоишься, потом придешь" и т.д. Ребенок начинает скрывать чувства и показывать то поведение, которое ожидают и одобряют родители, становится идеальным, удобным, спокойным.

     Но совре­менные исследования показали, что эти дети лишены внутреннего покоя. Де­ти с эмоциональной связью по избегающему типу испытывают стресс в момент расставания с близки­ми людьми. Об этом свидетельствуют объективные показатели: пульс учащается, выделяются гормоны стресса. Ввиду того, что выразить свои эмоции невозможно, стресс находит свое выражение в виде психосоматических реакций, поэтому такие дети часто жалуются на боли, тошноту, у них возникают проблемы со сном, в худшем случае это проявляется хроническими заболеваниями.


     Тип эмоциональной связи формируется до первых 5 лет жизни. После этого он может закрепиться, а в будущем воспроизводится в отношениях с другими людьми, друзьями, партнерами, собственными детьми. Родители, которые устанавливают с детьми эмо­циональную связь по избегающему типу, как прави­ло, тоже унаследовали определенный стиль поведе­ния от своих родителей, а те, в свою очередь, пере­няли его у старшего поколения.

     В отношениях с партнером человек с тревожно-избегающей привязанностью кажется дистанцированным, отстраненным, спокойным, редко открывается и говорит о себе, своих чувствах и переживаниях. Ему также может быть тяжело распознавать чувства другого и разделять их. Эмоциональная связь по избегающему типу в детстве может стать предпосылкой для возникновения "контрзависимости" или "аддикции избегания".

      Для установления надежной здоровой привязанности между взрослым и ребенком необходимы:

·        постоянный значимый взрослый в первый год жизни (мама, папа, бабушка - не имеет значения), оказывающий уход и заботу;

·        чуткое поведение по отношению к ребенку: внимательно относиться к призывам о помощи, стремиться понять то, о чем хочет сообщить ребенок, соответствующие действия по удовлетворению потребностей ребенка и в его интересах;

·        возможность реализовать потребность в познании и чувственном восприятии мира: наличие стимулов для развития, игрушек, игр, оборудования,  одобрение исследовательской деятельности, похвала;

·        поддержание зрительного и телесного контакта, речевое общение и диалог (начиная со звуков и слогов); 

·        утешение в ситуации стресса (боль, страх, разлука и прочее может стать стрессом для ребенка, даже если для взрослого это кажется незначительным), обязательно с помощью телесного контакта;

·        принятие чувств ребенка, как значимых и важных для него и для вас.


     Как верно подмечают психотерапевты, для клиентов, у которых в детском возрасте установилась избегающая привязанность, характерно отрицание влияния детско-родительских отношений на свое развитие и личность в целом. Они с трудом могут поделиться конкретными воспоминаниями о раннем детстве и семье, часто идеализируют и обобщают детский опыт: "обычная нормальная семья", "отношения были хорошие как у всех".

  С такими людьми важно принимать их темп установления близости, учитывать склонность к дистанцированию, недоверию и контролю, в ином случае есть риск выхода из отношений, поскольку это их способ реагировать на сближение.

   Для информации.Хочу такой сайт

   В зависимости от того, какими были наши отношения с родителями в детстве, у нас формируется тот или иной тип привязанности. От него и зависит то, как мы в дальнейшем будем вести себя в отношениях с партнёром. Психологи выделяют четыре типа привязанностей:

 

1.Надёжная привязанность

Это здоровый тип привязанности. Он формируется у детей, которые растут в счастливых, дружных семьях, где родители постоянно поддерживают с ними эмоциональный контакт. Во взрослой жизни они не отталкивают от себя близких и сами не становятся зависимыми от них. Они доверяют близким, чувствуют себя достойными любви, уважают партнёра и готовы искать компромисс.

 

2. Тревожно-избегающая привязанность

Когда родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, никак не поддерживают эмоционально, у него формируется именно такой тип привязанности. При нём человек во взрослой жизни обычно избегает близких отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило, скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя одиноким.

 

3. Дезориентированная привязанность

Часто формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию. Их поведенческие реакции противоречивы и часто меняются. Человек с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться отношений, а добившись — тут же всё бросить и порвать.

 

4. Амбивалентная привязанность

Такой тип привязанности формируется, когда родители непоследовательны и непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То рядом, то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы не потерять. У людей с таким типом привязанности низкая самооценка. Они очень зависимы, болезненно реагируют на малейшие изменения в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно требуют подтверждения любви.

    Если вы хотите больше узнать о различных типах эмоциональной привязанности и формировать в ваших отношениях с ребенком не калечащий, а здоровый вариант надежной привязанности, обратите внимание на книгу Л.Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».


Л. Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка


upl_1624514826_606495_p6r4a.png

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.08.2022

Дата обновления: 12.01.2023

Дата публикации: 04.12.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».