04.12.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ ПО
ИЗБЕГАЮЩЕМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обычно поводом для обращения к
психологу становится поведение ребенка, с которым не могут справиться родители,
или проявления, вызывающие беспокойство: агрессивность, тревожность,
плаксивость, истеричность, непослушание и пр. Дети, о которых я сейчас хочу
поговорить, как правило, становятся поводом для восхищения и зависти. «Не плачет, истерики не закатывает,
самостоятельный, такой умный, все понимает, можно договориться и объяснить. Родители
с ним горя не знают: послушный, тихий, ничего
не просит, не пристает с вопросами, целыми
днями может сам себя занять». Только вот у таких детей рано начинаются проблемы
со здоровьем (дерматиты, аллергия, нарушения сна, энурез, ВСД и пр.) и детские дружбы не складываются.
Именно так выглядит ребенок, у которого сложилась с родителем эмоциональная связь по тревожно-избегающему типу. Он кажется автономным,
независимым, "маленьким взрослым" и часто имеет проблемы со
здоровьем. Когда мама уходит, такой ребенок показывает, что это его не
беспокоит, он невозмутим и иногда даже кажется равнодушным. Когда мама возвращается,
ребенок не приветствует ее, не бежит к ней и не старается забраться на руки, он
не излучает радости (как, впрочем, и мама или папа, занятые разговорами по
телефону), и как будто не огорчен. Его взгляд направлен либо в другую сторону,
либо обращен к тому занятию, за которым его застали. Чаще всего это именно то,
чего ждут родители от ребенка: чтобы он научился справляться со стрессом без
слез и криков, желательно сам, чтобы поменьше мешал взрослым, становился
самостоятельным.
Если в течение первого года жизни ребенок сталкивается с тем, что
на призывы и крики никто не приходит или, еще хуже, они вызывают гнев и
раздражение, а его стремление прижаться и забраться на руки подавляется, то он
приучается скрывать свою потребность в помощи и поддержке. В арсенале
родителя, устанавливающего избегающую привязанность, фразы, с помощью которых
выражается поддержка, следующие: "ничего страшного", "ничего, перемелется - мука будет", "не плачь, не ной, не канючь", "а я тебе говорила! сам
виноват", "не делай вид, что тебе больно", "не слушаешься –
теперь будешь знать", "успокоишься, потом придешь" и т.д. Ребенок
начинает скрывать чувства и показывать то поведение, которое ожидают и одобряют
родители, становится идеальным, удобным, спокойным.
Но современные исследования показали, что эти дети
лишены внутреннего покоя. Дети с эмоциональной связью по избегающему типу
испытывают стресс в момент расставания с близкими людьми. Об этом
свидетельствуют объективные показатели: пульс учащается, выделяются гормоны
стресса. Ввиду того, что выразить свои эмоции невозможно, стресс находит свое
выражение в виде психосоматических реакций, поэтому такие дети часто жалуются
на боли, тошноту, у них возникают проблемы со сном, в худшем случае это
проявляется хроническими заболеваниями.
Тип
эмоциональной связи формируется до первых 5 лет жизни. После этого он может
закрепиться, а в будущем воспроизводится в отношениях с другими людьми,
друзьями, партнерами, собственными детьми. Родители, которые устанавливают с
детьми эмоциональную связь по избегающему типу, как правило, тоже
унаследовали определенный стиль поведения от своих родителей, а те, в свою
очередь, переняли его у старшего поколения.
В отношениях с партнером человек с тревожно-избегающей привязанностью
кажется дистанцированным, отстраненным, спокойным, редко открывается и говорит о себе,
своих чувствах и переживаниях. Ему также может быть тяжело распознавать чувства другого и
разделять их. Эмоциональная связь по избегающему типу в детстве может стать
предпосылкой для возникновения "контрзависимости" или "аддикции
избегания".
Для установления надежной
здоровой привязанности между взрослым и ребенком необходимы:
·
постоянный
значимый взрослый в первый год жизни (мама, папа, бабушка - не имеет значения),
оказывающий уход и заботу;
·
чуткое поведение
по отношению к ребенку: внимательно относиться к призывам о помощи, стремиться
понять то, о чем хочет сообщить ребенок, соответствующие действия по
удовлетворению потребностей ребенка и в его интересах;
·
возможность
реализовать потребность в познании и чувственном восприятии мира: наличие
стимулов для развития, игрушек, игр, оборудования, одобрение исследовательской деятельности,
похвала;
·
поддержание
зрительного и телесного контакта, речевое общение и диалог (начиная со звуков и
слогов);
·
утешение в
ситуации стресса (боль, страх, разлука и прочее может стать стрессом для
ребенка, даже если для взрослого это кажется незначительным), обязательно с
помощью телесного контакта;
·
принятие
чувств ребенка, как значимых и важных для него и для вас.
Как верно подмечают психотерапевты, для
клиентов, у которых в детском возрасте установилась избегающая привязанность,
характерно отрицание влияния детско-родительских отношений на свое развитие и
личность в целом. Они с трудом могут поделиться конкретными воспоминаниями о
раннем детстве и семье, часто идеализируют и обобщают детский опыт:
"обычная нормальная семья", "отношения были хорошие как у
всех".
С такими людьми важно принимать
их темп установления близости, учитывать склонность к дистанцированию,
недоверию и контролю, в ином случае есть риск выхода из отношений, поскольку
это их способ реагировать на сближение.
В зависимости
от того, какими были наши отношения с родителями в детстве,
у нас формируется тот или иной тип привязанности. От него
и зависит то, как мы в дальнейшем будем вести себя
в отношениях с партнёром. Психологи выделяют четыре типа
привязанностей:
1.Надёжная
привязанность
Это
здоровый тип привязанности. Он формируется у детей, которые растут
в счастливых, дружных семьях, где родители постоянно поддерживают
с ними эмоциональный контакт. Во взрослой жизни они
не отталкивают от себя близких и сами не становятся
зависимыми от них. Они доверяют близким, чувствуют себя достойными любви,
уважают партнёра и готовы искать компромисс.
2.
Тревожно-избегающая привязанность
Когда
родители отвергают ребёнка, не реагируют на его потребности, никак
не поддерживают эмоционально, у него формируется именно такой тип
привязанности. При нём человек во взрослой жизни обычно избегает близких
отношений, держит партнёра на расстоянии, а ещё, как правило,
скрывает свои чувства. Причём, несмотря на замкнутое поведение, такому
человеку очень нужны отношения и поддержка. Без них он чувствует себя
одиноким.
3.
Дезориентированная привязанность
Часто
формируется в семьях, где ребёнок подвергается физическому насилию.
Их поведенческие реакции противоречивы и часто меняются. Человек
с дезориентированным чувством привязанности может долго добиваться
отношений, а добившись — тут же всё бросить и порвать.
4.
Амбивалентная привязанность
Такой
тип привязанности формируется, когда родители непоследовательны
и непредсказуемы. Они то разрешают, то запрещают. То рядом,
то их нет. И ребёнок начинает цепляться за них, чтобы
не потерять. У людей с таким типом привязанности низкая
самооценка. Они очень зависимы, болезненно реагируют на малейшие изменения
в отношениях, боятся остаться в одиночестве и поэтому постоянно
требуют подтверждения любви.
Если вы хотите больше узнать о различных типах эмоциональной привязанности и формировать в ваших отношениях с ребенком не калечащий, а здоровый вариант надежной привязанности, обратите внимание на книгу Л.Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».
Л. Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.08.2022
Дата обновления: 12.01.2023
Дата публикации: 04.12.2022