01.04.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
Внимание
ребенка к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1 – 2,5 минут, а с
небольшими перерывами между пьесами – в течение 5-7 минут. Слушание может быть
более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка, его физического состояния.
Заранее
подготовьте аппаратуру и диск, определите силу звука. Музыка не должна звучать
громко! Предупредите членов семьи, чтобы в доме было тихо и в комнату, где
будет прослушивание музыки, никто не входил. Пригласите ребенка слушать музыку.
Можно позвать также и кого-то из членов семьи. Слушать музыку нужно сидя,
удобно расположившись.
Выберите
удобное для ребенка и взрослых время в течение дня: когда ребенок не увлечен
игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует. Он воспринимает
классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или
иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые,
воспринимаем одну и ту же музыку по-разному. Практика доказала:
ребенок слышит, слушает и хочет
слушать!
Несколько
рекомендаций
1.Прежде всего, помните о
том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на
что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно (выражением своего лица) помогать
ребенку внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала
до ее завершения, охватывая слухом звук
за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это,
подарив ему новые чувства.
2. На первых порах не следует слушать крупные
музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Навык слежения слухом
за звуками у детей еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.
Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
3. Это может быть вокальная
музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на
различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь
услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают
ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь
текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел
поделиться.
5. В инструментальной музыке слов нет, но от этого
она не становится менее интересной. Возьмите, например, запись известного сочинения П. И. Чайковского
«Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не
отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал
музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и
«Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая
кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза»,
«Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок.
Такие же музыкальные альбомы, адресованные
юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом
называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый
ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит
месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно
должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко
загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит
фантазию и воображение любого слушателя.
В «Детском
альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на
лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть
напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок»,
«Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
6. Время от времени
необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно
мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать, а также,
чтобы развивать музыкальный слух ребенка. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения,
тем они все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не
отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических
оттенков и за высотой звуков, быстротой их смены. Желательно учиться
наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую
хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая
упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как
вздумается».
7. Постарайтесь сделать
прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное
время. Ничто не должно отвлекать вас и ребенка от общения с музыкой.
Большим праздником
в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама
атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой,
вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику
нужно готовиться - готовиться услышать о
самом сокровенном, что пережил композитор, и чем захотел поделиться со
слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться,
постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным
спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы
понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать
грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо
познакомиться со словесным текстом оперы – либретто, чтобы знать и понимать, о чем поют артисты.
8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в
исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным
составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не
только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2022
Дата обновления: 20.04.2022
Дата публикации: 01.04.2022