Инклюзивное дошкольное образование

05.04.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

   Инклюзи́вное (франц. – «включающий в себя», от лат. «заключаю, включаю») образова́ние — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей и с особенными потребностями, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, в том числе в детских дошкольных учреждениях. Инклюзия означает полную интеграцию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь группового сообщества других детей.

    Эта концепция предполагает, что каждый ребенок, несмотря на особенности развития, имеет равные с другими детьми права, поскольку ценностью обладает каждая человеческая жизнь, независимо от обстоятельств и характеристик развития. И прожить свою жизнь достойно имеет право каждый человек.

   Задача инклюзии детей с особенностями развития в социум – одна из приоритетных задач всей системы образования. Решение этой задачи определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.

   Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В основе инклюзивного образования лежит идея, исключающая любое ущемление прав «необычных» детей.

   Инклюзивное образование ориентировано на детей:

ü с задержкой психического развития;

ü с легкой умственной недостаточностью;

ü с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы;

ü с речевыми нарушениями;

ü слабовидящих детей;

ü слабослышащих детей;

ü детей с нарушениями моторики;

ü с проблемами развития опорно-двигательного аппарата;

ü с комплексными (сложными) нарушениями развития.

 

   Совместное обучение детей с различными начальными возможностями будет допустимо, если в ДОУ будут созданы особые условия. Так, можно выделить несколько главных принципов инклюзии:

ü ценностная значимость человека не состоит в зависимости от его способностей и достижений;

ü каждый из представителей человеческого рода от рождения имеет способности к тому, чтобы чувствовать и думать;

ü у каждого человека от рождения есть право общаться и быть услышанным;

ü каждый человек нуждается в другом человеке;

ü только реальные взаимоотношения могут гарантировать реальное полезное и качественное образование;Хочу такой сайт

ü каждый человек, независимого от своего возраста, испытывает потребность в поддержке другого человека, своего ровесника;

ü необходимо опираться при обучении на то, что обучающийся может, а не на то, к чему он не способен и что ему не по силам;

ü все составляющие жизни человека способны усилить разнообразие, наличие возможности выбора.

 

Необходимые условия инклюзивного образования в ДОУ

     Реализация индивидуального подхода в образовательном процессе к детям с ОВЗ требует организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, разработка индивидуальных программ развития, с учетом тех или иных ограничений здоровья.

   В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных  видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр), находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.

    Очень важным аспектом в инклюзивном образовании является ее направленность на работу с семьей в целом, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. Это обосновано тем, что только при взаимодействии с родителями и близкими людьми возможно гармоничное развитие ребенка.

     Для различных категорий детей с ОВЗ, в зависимости от их особенностей, каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение, как один из неотъемлемых компонентов, в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения. А для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого  значения. Для таких детей «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и организация безопасной среды. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) на первый план выходят требования создания безбарьерной архитектурной среды, а также организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида.

     Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии с возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий образовательного маршрута должен лежать в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

     Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в индивидуальную образовательную программу (для детей дошкольного возраста — индивидуальная программа развития) в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации ИОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями. Основным механизмом создания специальных условий является деятельность администрации и работа междисциплинарной команды.

     Современная система дошкольного образования откликается на актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

     Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников, поэтому при подготовке к внедрению инклюзии в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:

ü имеется ли спрос среди родителей, которые готовы привести детей инклюзивной группы в сад;

ü готов ли коллектив детского сада к внедрению инклюзии (психологическая подготовка и осведомленность о методах и методиках организации инклюзии, умение выстраивать педагогический процесс, исходя из этих основных требований);

ü внедрены ли необходимые кадры в коллектив детского сада (дефектолог, психолог, логопед);

ü созданы ли необходимые условия для детей инклюзивной группы;

ü имеется ли возможность обучения необходимых единиц коллектива по теме инклюзивного образования и его внедрения в ДОУ.

 

     Общество всегда что-то теряет, если определенная часть населения не может участвовать в жизни местных сообществ. Дети, которые учатся жить и играть в группе, поощряющей разнообразие, становятся более уверенными в себе, независимыми и продуктивными взрослыми; они делятся своими умениями и талантами с другими людьми. Сообщества выигрывают от того, что люди с инвалидностью вносят свой вклад в развитие культуры взаимодействия с  «иными», толерантности к отличиям, милосердия и нравственных ценностей, а значит – в духовность и  благосостояние общества.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.03.2022

Дата обновления: 29.01.2023

Дата публикации: 05.04.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».