Особенности организации инклюзивного образования

07.04.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

         ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

       ИНКЛЮЗИВНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 
   Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, который используется для описания включения детей с особыми потребностями в воспитательно-образовательный процесс массового характера, то есть ориентированный на большинство.

   На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно-образовательную систему.


   В основе инклюзивного образования лежит идея, исключающая любое ущемление прав «необычных» детей.

     

Инклюзивное образование ориентировано на детей:

ü  с задержкой психического развития;

ü  с легкой умственной недостаточностью;

ü  с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы;

ü  с речевыми нарушениями;

ü  слабовидящих детей;

ü  слабослышащих детей;

ü  детей с нарушениями моторики;

ü  с проблемами развития опорно-двигательного аппарата;

ü  с комплексными (сложными) нарушениями развития.

 

   Для детей с ОВЗ разработана Концепция Программы, где включены принципы инклюзивного образования:

ü индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания);

ü поддержки самостоятельной активности ребёнка;

ü активного включения в образовательный процесс всех его участников;

ü междисциплинарного подхода;

ü вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

ü партнёрского взаимодействия с семьёй.

 

   Совместное обучение детей с различными начальными возможностями будет допустимо, если в ДОУ будут созданы особые условия, в основе которых лежат следующие подходы:

ü  ценностная значимость человека не состоит в зависимости от его способностей и достижений;

ü  каждый из представителей человеческого рода от рождения имеет способности к тому, чтобы чувствовать и думать;Хочу такой сайт

ü  у каждого человека от рождения есть право общаться и быть услышанным;

ü  каждый человек нуждается в другом человеке;

ü  только реальные взаимоотношения могут гарантировать реальное полезное и качественное образование;

ü  каждый человек, независимого от своего возраста, испытывает потребность в поддержке другого человека, своего ровесника;

ü  необходимо опираться при обучении на то, что обучающийся может, чем на то, к чему он не способен и что ему не по силам;

ü  все составляющие жизни человека способны усилить разнообразие, наличие возможности выбора.

 

   Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и в целом сообщества. От практики инклюзивного обучения получают пользу как дети с проблемами в развитии, так и дети, развивающиеся типично.

 

Для детей с проблемами в развитии:

ü  возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально;

ü  увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;

ü  активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;

ü  создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.

 

Дети с типичным развитием:

ü  начинают понимать те трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, они учатся лучше принимать различия;

ü  они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;

ü  начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;

ü  с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;

ü  в различных жизненных ситуациях дети, имеющие опыт инклюзивного образования, проявляют больше уверенности в себе.

 

   Однако, следует отметить ряд отрицательных факторов, мешающих введению инклюзии в образовательные учреждения:

ü организация инклюзивного образования во всех субъектах требует привлечения в образовательные организации большого числа специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);

ü неравномерно распределены центры развития и коррекции, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ;

ü отсутствует толерантное отношение населения  к детям-инвалидам и детям с ОВЗ, т. е. наблюдается психологическая неготовность общества относиться к детям с ОВЗ, как к его полноправным членам.

   Таким образом, инклюзивное образование – процесс развития общего образования, подразумевающий его доступность для всех. Инклюзия способствует тому, чтобы каждый дошкольник не чувствовал себя оторванным от общего детского коллектива, чтобы он ощущал, что его принимают таким, какой он есть. Учебные планы и цели, программы развития и коррекционно-развивающая работа подстраиваются под особенности такого ребенка, с учетом индивидуальных потребностей и способностей. Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, создают индивидуальные программы развития, осуществляют мониторинг динамики развития, корректируют образовательно-воспитательное воздействие с учетом зоны ближайшего развития каждого конкретного ребенка. Безусловно, особенно важной становится роль воспитателей и специальных педагогов, которые создают специально организованный педагогический процесс, в котором каждый ребенок развивается с наибольшей для себя пользой.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.03.2022

Дата обновления: 29.01.2023

Дата публикации: 07.04.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».