04.04.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
ЕСЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ РЕБЕНОК С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
К
сожалению, не всегда в жизни получается, как мы задумали. Бывает так, что
наши дети приходят в этот мир не такими, как все, и требуют от
родителей особой заботы.
Появление в семье ребёнка с проблемами в
развитии, конечно же, очень сильный стресс для родителей и для всей семьи.
Появляется паника, чувство безысходности, формируется чувство вины и стыда
перед ребенком, родственниками и друзьями, перед обществом в целом. Но с этим можно справиться, если ты не одинок в своей
беде.
Как бы это ни было тяжело, но прежде всего важно понять, что
вы не первые, кто столкнулся с такой ситуацией. Переживания в данном случае
неизбежны, но нужно верить, что ситуация решаема, а её решение зависит прежде
всего от вас. Очень многое для самочувствия всех членов семьи зависит от
родителей и их позиции. Успешные семьи занимают активную жизненную позицию:
всесторонне изучают проблему, находят и собирают информацию о проблеме в разных
источниках, взаимодействуют со
специалистами, знакомятся с детскими садами, куда лучше определить ребёнка.
Необходимо
как можно раньше принять и признать, что растить «особого» ребёнка – это кропотливый
и очень важный труд, и трудиться придётся много и терпеливо в течение
длительного времени. Но, поверьте, усилия, вложенные в развитие ребёнка,
никогда не бывают напрасными.
Как бы глубоко ни поглотила вас проблема в
развитии вашего ребёнка, не подчиняйте ей всё своё жизненное пространство, не
оставляйте свою работу, старайтесь быть успешными, самореализованными в
профессии. Ребёнок должен видеть рядом с собой уверенных, уравновешенных и жизнерадостных
родителей. Это формирует положительные установки ребёнка по отношению к
окружающему миру, другим людям, детям и, прежде всего, к самому себе.
Предлагаем
вам некоторые рекомендации, которые помогут вам сохранить здоровую атмосферу
семьи, воспитывающей «особого» ребёнка.
1. Семейная атмосфера пессимизма и
безнадёжности – главный враг вашего ребёнка, страшная разрушительная сила для
всей семьи. Вы должны достойно принять особую жизнь, понимая, что ограничения здоровья ребенка, умноженные
на ваше отчаяние, приведут к ущербности всех членов семьи, а то и к её распаду.
Начните
с вашего собственного настроения. Заставьте себя понять, что от вас
зависит общая атмосфера в доме. «Особый» ребёнок не может
развиваться, ощущая безнадёжность, понимая, по мере взросления, что он поселил
в доме горе. Его страдания от возможного понимания себя как источника проблем
для окружающих усилятся во много раз. Воспринимайте сами и учите своих близких
видеть то, что он пришёл в мир, чтобы жить среди людей, он имеет право на свою особую жизнь, а вы призваны ему
помогать. Ваш ребёнок может иметь заниженную или совсем низкую способность к
обучению и запоминанию. Но будьте уверены, что тепло семейного окружения он прочувствует каждой
клеточкой своего тела. Вводите ребёнка в жизнь семьи по мере его
восприимчивости. Пусть он видит, что вокруг живут другие люди и у них тоже есть
своя жизнь, свои потребности.
2.Учите ребёнка состраданию. Не
бойтесь показать ему, что и другие нуждаются в помощи и заботе, притом не
только с вашей стороны, но и с его стороны тоже. Пусть он привыкает к
проявлению человеческого внимания. Вы должны понимать, что дети, оторванные от
проблем взрослого мира, характеризуются не только замедленным развитием,
умственной отсталостью, но и эмоциональной неразвитостью. Поэтому так важно для
«особого» ребёнка, получая ласку и внимание, видеть, что такая же забота
проявляется в семье о других её членах. Необходимо научить его выражать своё
сострадание в любой приемлемой форме.
3. Если вы родители «особого»
ребёнка, ваша жизнь осложнена необходимостью постоянно анализировать каждую
конкретную ситуацию. Никогда не спешите делать выводы и принимать решения.
Обдумайте каждое конкретное действие
ребёнка, вычлените то, что связано с его физическим самочувствием, и то, что
стало следствием влияния окружающих. Если трудности вызваны болью, вам поможет врач и
ваши знания медицины. Но это могут быть и проявления особого характера
ребёнка - здесь будет нужна помощь психолога. Если его не окажется, лучшим
помощником станет семейный совет. Несомненно, родители и взрослые дети могут
сами принять разумные решения, как вести себя с «особым» ребёнком. В этом деле
важен общий контакт, общий стиль отношений и недопустимо разногласие,
когда один член семьи проявляет по отношению к
«особому» ребёнку строгость, а другой –
вседозволенность.
4. Будьте готовы к совместному
семейному труду, чтобы сдвинуть с мёртвой точки диагноз ребёнка. Нельзя
взваливать весь груз помощи ребёнку на одного человека. У каждого
здорового члена семьи должны существовать свои обязанности. А тот, кто
нуждается в особой заботе, по мере своего развития, должен усвоить круг личных
обязанностей, связанных с самопомощью. Вот некоторые правила.
Каждый умеет делать то, что делают остальные
члены семьи. Это особое правило для всех.
Родители, братья, сёстры владеют навыками и
приёмами помощи и самопомощи при проявлениях болезни, понимают язык и форму
общения, доступную «особому» ребёнку, принимают его неестественные
телодвижения, умеют передавать эмоции в форме, понятной «особому» ребёнку и т.
п.
При недоступности деятельности или
физической ограниченности ребёнок должен понимать, что и почему делают другие.
Но здесь в силу вступает следующее, очень сложное правило.
Семья принимает «особого» ребёнка как
полноправного члена семьи. Объясняя и показывая, как делают папа, мама,
брат, сестра, будьте осторожны, чтобы не утвердилось у него в сознании: «Я –
неполноценный. Все делают правильно и хорошо, а я плохо». Прививать надо
другое: «Я делаю по-своему, и у меня тоже получается,
я вижу, я понимаю». Помогите ребёнку не
бояться того, что он не умеет делать. Он очень нуждается в ощущении своей
силы, смелости, необходимости.
5. Не считайте проявление отрицательных качеств,
таких как упрямство, агрессивность, замкнутость, несобранность, необщительность
только следствием «особого» состояния ребёнка. Причины таких проявлений поищите
сначала в своей семье: всегда ли спокойны и доброжелательны члены семьи?
Включен ли ребёнок в общение или ему приходится наблюдать? Только наладив
внешнее окружение, думайте о том, как исправить поведение ребёнка.
6. Семья, в которой появился малыш с отклонениями в развитии,
становится малообщительной, удалённой от социума, стараясь сузить круг знакомых. Такая позиция родителей
в корне не верна. Очень важно, чтобы семья ребенка с нарушениями в развитии не
замыкалась в своих проблемах, не изолировала себя от окружающего мира, не
уходила в себя и, самое главное, не стеснялась
своего особенного ребенка.
Обязательно приобщайте к жизни семьи
родственников: и
взрослых и детей. Подружитесь с семьями, имеющими детей с аналогичными
особенностями развития, найдите форумы, где обсуждаются схожие проблемы, ищите
специалистов, изучайте литературу, сами станьте для своего ребенка специалистом
по коррекционно-развивающим играм и
занятиям.
И,
самое главное - ничего в жизни, связанной с «особым» ребёнком, нельзя
воспринимать как данное, без изменений, остановившееся в развитии.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2022
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 04.04.2022