Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь. Консультация логопеда для родителей

08.02.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных звуков Р, Рь

 

     Предлагаю Вам комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ. В норме эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.

Артикуляционный уклад звуков Р, РЬ:

Звук Р:

ü положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция более утрированная);

ü нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;

ü кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол, то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в зависимости от звукосочетания в слове);

ü язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние коренные зубы;

ü мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);

ü голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).

Звук РЬ:

ü артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;

ü отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.

 

Нарушения произношения звуков Р, РЬ:

Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.

Виды ротацизма:

Горловой ротацизм (картавый). Данный вид нарушения встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при этом звук выше).

Губно-губной ротацизм (кучерский). При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может быть без вибрации.

Одноударный ротацизм. В данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары (одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.

Боковой ротацизм (может быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.

Носовой ротацизм.  Звук с гнусавым оттенком.

Глухое произношение звука Р (без участия голоса).

Щёчный ротацизм. При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.

Частыми причинами ротацизма являются нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения мышечного тонуса при дизартрии.

     Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое нарушение называется параротацизмом. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха, это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.  Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д, Г, К, Т.

      Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду и под его руководством выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

     Техника выполнения упражнений:

     Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

      Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь правильно.

Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

 

 Артикуляционная гимнастика

(во вложении удобный буклет с данной артикуляционной гимнастикой)

«Лягушка»

ü улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;

ü (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).Хочу такой сайт

 «Змейка»

ü открыть рот;

ü узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;

ü не прикасаться к губам и зубам.

«Часики»

ü улыбнуться, открыть рот;

ü кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;

ü нижняя челюсть неподвижна.

«Чашечка»

ü открыть рот;

ü широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;

ü прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

«Вкусное варенье»

ü улыбнуться, рот открыть;

ü медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;

ü нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Маляр»

ü приоткрыть рот;

ü широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движение вперед-назад.

«Индюк»

ü рот открыть;

ü широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка.  При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!

«Лошадка»

ü присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;

ü щелкать языком медленно и сильно;

«Грибок»

ü улыбнуться;

ü присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;

«Гармошка»

ü улыбнуться;

ü сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);

ü не отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Дятел»

улыбнуться;

открыть рот;

кончик языка за верхни­ми зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.02.2022

Дата обновления: 15.02.2022

Дата публикации: 08.02.2022

Наверх



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».