08.02.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ
Артикуляционная гимнастика для постановки сонорных
звуков Р, Рь
Предлагаю Вам комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции
(языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке сонорных звуков Р, РЬ. В норме
эти звуки появляются к пяти годам, к тому возрасту, когда родители уже задумываются о
подготовке ребенка к школе. И беспокойство их обосновано, так как все ошибки в
звукопроизношении переносятся на ошибки в чтении и письме.
Артикуляционный уклад звуков
Р, РЬ:
Звук Р:
ü
положение губ зависит от последующего гласного (здесь и далее
дается описание естественной артикуляции, при постановке звука артикуляция
более утрированная);
ü
нижняя челюсть, корень и средняя часть спинки языка напряжены;
ü
кончик языка широкий, истончённый, поднят и вибрирует у альвеол,
то прилегая к ним, то отходя от них (частота колебаний от трёх и более, в
зависимости от звукосочетания в слове);
ü
язык принимает форму «ложечки»: средняя часть спинки языка
опущена, задняя часть приподнята, боковые края приподняты, упираются в верхние
коренные зубы;
ü
мягкое нёбо поднято (Р — ротовой звук);
ü
голосовые складки сомкнуты (Р — звонкий звук).
Звук РЬ:
ü
артикуляция звука Рь очень схожа с артикуляцией звука Р;
ü
отличается лишь тем, что средняя часть спинки языка приподнята,
а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд.
Нарушения произношения звуков
Р, РЬ:
Дефекты произношения звуков Р и Рь называются ротацизмом.
Виды ротацизма:
Горловой ротацизм (картавый). Данный вид нарушения
встречается довольно часто. Он может быть велярным (вибрирует мягкое нёбо, звук
более низкий) и может быть увулярным (вибрирует увуля (маленький язычок), при
этом звук выше).
Губно-губной ротацизм (кучерский).
При этом виде нарушения вибрирует не язык, а губы. Встречается редко. Может
быть без вибрации.
Одноударный ротацизм. В
данном случае вибрация языка отсутствует, образуются отдельные удары
(одномоментный звук без раската). Встречается достаточно часто. Если
произношение приближено к норме, то коррекции не требуется.
Боковой ротацизм (может
быть односторонним и двусторонним). При одностороннем – кончик языка
отклоняется в сторону. При двустороннем – вибрируют боковые края языка.
Носовой ротацизм. Звук
с гнусавым оттенком.
Глухое произношение звука Р (без
участия голоса).
Щёчный ротацизм.
При щечном ротацизме вибрируют вместо языка щеки. Это происходит от
неправильного направления воздушной струи, чаще всего, при дизартрии.
Частыми причинами ротацизма являются
нарушения в строении языка (короткая уздечка языка, длинный, узкий, слишком
большой), боковой открытый прикус (нет смыкания коренных зубов), нарушения
мышечного тонуса при дизартрии.
Часто звуки Р, РЬ заменяются другими звуками и такое
нарушение называется параротацизмом.
Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха,
это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения. Звуки Р и РЬ чаще всего заменяются на Л, ЛЬ, Й, Д,
Г, К, Т.
Если вы заметили подобные нарушения
звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 – 5 лет (до
этого возраста нарушения в произношении сонорных Р,РЬ считается нормой, при
условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за
консультацией к учителю-логопеду и под его руководством выполнять комплекс
артикуляционных упражнений самостоятельно.
Техника выполнения упражнений:
Случается, что правильное, регулярное и
долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты
произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки
звуков.
Начинать проводить артикуляционную
гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Не следует предлагать
детям более 2-3 упражнений за раз.
Каждое упражнение
выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание
артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
Артикуляционную гимнастику
следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Р, Рь
правильно.
Рекомендуется данные
упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед
речевым материалом.
Артикуляционная гимнастика
(во вложении удобный буклет с данной артикуляционной
гимнастикой)
«Лягушка»
ü
улыбнуться, улыбнуться, с
напряжением обнажив сомкнутые зубы;
ü
(Удержать 5-10 секунд.
Повторить 5-8 раз).
«Змейка»
ü
открыть рот;
ü
узкий язык сильно выдвигать
вперед и убирать обратно в рот;
ü
не прикасаться к губам и зубам.
«Часики»
ü
улыбнуться, открыть рот;
ü
кончик языка (как часовую
стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
ü
нижняя челюсть неподвижна.
«Чашечка»
ü
открыть
рот;
ü
широкий
расслабленный язык поднять к верхней губе;
ü
прогнуть
среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
«Вкусное варенье»
ü
улыбнуться,
рот открыть;
ü
медленно,
не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
ü
нижняя
губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Маляр»
ü
приоткрыть
рот;
ü
широким
кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого
неба, производя движение вперед-назад.
«Индюк»
ü
рот
открыть;
ü
широким
кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка.
При этом произносить БЛ-БЛ-БЛ….Нижняя челюсть неподвижна!
«Лошадка»
ü
присосать
язык к небу, растягивая подъязычную связку;
ü
щелкать
языком медленно и сильно;
«Грибок»
ü
улыбнуться;
ü
присосать
широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Гармошка»
ü
улыбнуться;
ü
сделать
«грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу);
ü
не
отрывая язык, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
«Дятел»
улыбнуться;
открыть рот;
кончик языка за верхними зубами и стучать языком: «Д-Д-Д…».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.02.2022
Дата обновления: 15.02.2022
Дата публикации: 08.02.2022