09.02.2022
https://drive.google.com/file/d/10BB6_kzky1_fz2-0memeXSivRG8PtyOW/view?usp=drivesdk
https://drive.google.com/file/d/10NNjRXEdZUJvUrBordO_EhCLTxQy4Ccs/view?usp=drivesdk
«Сколько занятий потребуется, чтобы исправить звук?» —
вопрос, который родители чаще всего
задают логопеду.
Если Ваш ребёнок
посещает логопедические занятия, знайте: нарушения речи нельзя исправить за
одно или даже за два
занятия. Для этого потребуется время и
совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Постановка звука в случаях простых
нарушений требует от 1 до 3 месяцев занятий; в сложных случаях от 3 до 6
месяцев (по Л.С.
Волковой).
Такие сроки возможны только при
регулярных (не менее трёх раз в неделю) занятиях с логопедом и ежедневном
выполнении домашних заданий!
Обратите внимание, что это сроки
исправления звукопроизношения при дислалии (т.е. не нарушена иннервация мышц
речевого аппарата). В других случаях может понадобиться больше времени.
К тому же, чем старше ребёнок,
тем больше времени требуется для автоматизации новых навыков. Так как исправление
нарушенного произношения и формирование правильного — не что иное, как
выработка условного рефлекса (нового стереотипа движений).
Работа логопеда по коррекции
звукопроизношения проводится последовательно и условно делится на этапы.
Ознакомление родителей с данными этапами позволит эффективнее построить
коррекционную работу и значительно сократить ее сроки.
⠀Этапы логопедической работы по коррекции
нарушений звукопроизношения:
1. Подготовительный
этап.
Цель – подготовка к правильному восприятию и произношению звуков.
В большинстве случаев к постановке звука
нельзя приступить сразу из-за нарушений артикуляции у детей (им трудно удержать
язык в заданном положении, переключиться с одного движения на другое и т.п.). В
данном случае необходима подготовительная работа по укреплению органов
артикуляции и развитию их подвижности (губы, язык). Она заключается
преимущественно в выполнении артикуляционной гимнастики.
Также идет работа над
фонематическим восприятием — формированием умения узнавать и различать
звуки речи. Чтобы сформировать правильный звук, ребенок должен научиться его
узнавать (слышать). Важнейшую роль играет участие родителей на данном этапе —
чем чаще будет проводиться артикуляционная гимнастика с ребенком дома, тем
легче и быстрее логопед перейдет к постановке звука.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель — постановка,
автоматизация и дифференциация звуков.
◂ Постановка звука — сам процесс
обучения ребенка правильному произношению звука. Формирование нервномышечной
связи между звуковыми ощущениями (восприятие произнесенного звука),
двигательными ощущениями (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными
ощущениями (зрительное восприятие артикуляции звука).
◂ Как только изолированный звук будет поставлен,
переходят к автоматизации. То есть систематической отработке
поставленного звука в речи. Работа идет последовательно:
— автоматизация звука
в слогах;
— автоматизация звука
в словах;
— автоматизация звука
в специально подобранных фразах
(словосочетания);
— автоматизация звука
в текстах;
— автоматизация звука
в обычной разговорной речи.
Таким образом, этап автоматизации звука
можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладевает навыком
правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. Данный этап
является самым длительным.
Здесь также велика роль
родителей, которая осуществляется в многократной отработке речевого
материала с ребенком, постоянном контроле за звуком в его речи.
! Без контроля со
стороны родителей и при невыполнении упражнений на автоматизацию, поставленный
звук формируется гораздо дольше и труднее для ребенка, или утрачивается
вообще.
◂ Далее идет работа по дифференциации смешиваемых
звуков. Работу по различению ребенком смешиваемых звуков начинают еще на
подготовительном этапе. Логопед учит ребенка различать заменяемые звуки на
слух. Переход к дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба
смешиваемых звука уже правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях,
то есть когда они полностью автоматизированы.
3. Этап
формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель — формирование у ребенка умений и навыков правильного
употребления звуков в различных ситуациях речевого общения. То есть
самостоятельное правильное произношение звуков без контроля со стороны
взрослых.
Такова общая последовательность
логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения. Сроки каждого
этапа индивидуальны для каждого ребенка. Только совместная работа логопеда и
родителей позволит быстрее добиться положительного результата и прочно
закрепить его.
Литература:
1.Логопедия под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
2. Парамонова Л.Г.
Логопедия для всех.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.02.2022
Дата обновления: 14.02.2022
Дата публикации: 09.02.2022