На первом
году жизни ребенка непроизвольное запоминание протекает в совместной с
взрослыми деятельности через манипулирование с предметами. Младенец
запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой.
Причем необходимо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность в
совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем
самым, создавая эмоционально действенное подкрепление тому материалу, который
должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в
целях его запоминания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации,
признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца,
обеспечив связь образа предмета со словом.
Богатые возможности для развития памяти младенца создают игры с пальчиками,
при проведении которых выступают в единстве несколько компонентов: успешность
непроизвольного запоминания, эмоционально-действенный контакт со взрослым,
повторяемость ситуации и ее словесное обозначение.
На втором и третьем году жизни ребенок
запоминает и повторяет слова, фразы и стихотворения, смысл которых для него
еще не может быть понятен. В этот период запоминание и воспроизведение не
представляют еще самостоятельных процессов, а являются лишь способами
овладения языком.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом
способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и
эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак,
объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку,
основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных
произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было
понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в
том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в
данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чтение стихотворения А.
Барто «Грузовик» или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается
разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте
запоминанию литературных произведений помогает опора на представление -
картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная
память развивается в единстве с образной и двигательной.
Опыт диагностической работы показывает, что современные 5-6-летние
дети, имеющие проблемы в речевом развитии, не знают простых стишков А.Барто и
не воспроизводят стихи вообще, не могут пересказывать текст из 5 коротких
предложений, не могут связно, используя предложения, описать картинки простых
сказок типа «Колобок», что позволяет делать вывод о том, что из родительской
практики постепенно уходит формирование активного словаря ребенка.
В начале дошкольного возраста память носит
непроизвольный характер. У детей дошкольного возраста можно выделить два
основных вида деятельности, внутри которых происходит запоминание словесного
материала. Это прежде всего деятельность по активному овладению речью. Для
запоминания дошкольниками стихотворений, потешек и т. д. существенное значение
имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Интерес к самому содержанию
способствует запоминанию стихотворений только в тех случаях, когда они
совершенны по форме.
Не
менее важное значение для развития памяти имеет активное
отношение ребенка к слушанию литературных произведений, деятельность по их
восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою.
У малышей лучше запоминаются такие стихотворения, в которых они
могут прямо поставить себя на место действующего лица; у средних же и
старших дошкольников лучше запоминаются стихи, в которых близкие детям образы
позволяют осуществить мысленное действие. Таким образом, активное
действие (игровое или мысленное) значительно повышает запоминание.
Эффективность степени запоминания возрастает при опосредовании словом
восприятия картинок. Возникновение и развитие в дошкольном возрасте
опосредования словом запоминаемого материала является показателем начала
нового этапа в развитии памяти—этапа формирования ее как сознательного
произвольного действия, характеризующегося использованием специальных
средств.
Важно при этом, что задача припомнить выделяется
раньше, чем задача запомнить. В связи с выделением
задачи запомнить с целью последующего воспроизведения впервые появляются и
специальные приемы этих действий. Ребенок или повторяет слова вслед за
взрослым, или, после того, как взрослый уже произнес слова, он повторяет
поручения или слова про себя, наконец, он делает попытки установить логические
связи между словами. Так появляется специальная работа ребенка над
материалом для осуществления запоминания. Она еще чрезвычайно проста и
выражается чаще всего в повторении, которое не содержит в себе еще
необходимой переработки материала в связи с предстоящим воспроизведением.
Однако все эти действия с материалом уже опосредованы словом.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии
непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на
разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию,
воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Эту особенность очень точно сформулировал К.Д. Ушинский: «Если... хотите,
чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом
освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение,
показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не
только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку
действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние
и вкус... При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения ... вы
победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет
проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает
вторую, вторая - третью и т.д.»
Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от
полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений
недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ,
установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то
есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в
слове.
Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в
целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
Качественные изменения в развитии памяти детей дошкольного возраста и
заключаются в том, что между 4—5 годами у них начинает
развиваться произвольная
память. Появление целенаправленных
процессов запоминания и припоминания внутри различных видов деятельности
ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как
процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Преднамеренное
запоминание и припоминание, рождаясь внутри других видов деятельности (в
игре, при выполнении поручений взрослых и т. д.), как самостоятельное
действие на протяжении дошкольного возраста проявляется лишь эпизодически.
Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает
превращаться в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание
выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими
приемами. Таким образом, дошкольный возраст является тем возрастом, в
котором начинается развитие произвольной памяти. Основной путь своего
развития произвольная память проходит в следующем, школьном возрасте.
Память ребенка - это его интерес. Такие интеллектуальные
чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение,
сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания
и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Следует помнить, что излишне эмоциональный материал оставляет в памяти
смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля
ребенок вспоминает только одну - две реплики, это говорит не о его плохой
памяти, а об эмоциональной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал,
необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, беседы,
рассматривания картинок и т.п., побуждать ребенка активизировать свой опыт в
эмоционально окрашенной, но не избыточно эмоциональной ситуации.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и
воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания,
выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему
выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает
ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и
речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении
историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование
запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен
дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование
усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение
логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают
указания, как надо запоминать.
ВЫВОДЫ
Овладение приемами запоминания
зависит от следующих условий:
ü степени
освоения соответствующих мыслительных операций;
ü содержания
и характера материала;
ü характера
обучения - только при его организации запоминание становится логическим;
ü наличия
потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремлении
проверить его результаты.
Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую
деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно
сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что
только у детей с 5-6 лет сочетание задачи на запоминание и самоконтроль
повышает эффективность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства
ребенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попытаться его
воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая
заученное в самом процессе запоминания.
Развитию произвольной памяти способствует
дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет
запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы
выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить
мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.
Рекомендации по развитию памяти
Память развивается в деятельности, требующей постоянного проявления
оперативной и долговременной памяти. Только нагружая и используя память,
запоминая и воспроизводя ранее полученную информацию, можно развить память.
Чем внимательнее, активнее и
самостоятельнее деятельность ребенка, тем лучше в ней развивается необходимая
для этой деятельности память. Активизация деятельности ребенка способствует
ее успешности и развитию памяти.
Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка.
Связь изучения в процессе той или иной деятельности с потребностями ребенка
обеспечивает наилучшее запоминание и развитие памяти.
Эффективнее запоминается то, что объединено какой-либо мыслью в логическое
целое. Это достигается определенной последовательностью в изложении материала,
где предыдущее обеспечивает усвоение последующего.
Важным условием для полного и точного запоминания является умение
осуществлять смысловую группировку материала, т.е. разделение материала на
части с выделением главного в каждой из них.
Предлагаю вам некоторые игры на развитие памяти и связанных с ней высших
психических функций: внимания и мышления. Игра
«Запомни — положи»
Цель: развивать
внимание, произвольную зрительную память, умение запоминать
последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку
предметами или 4 игрушки.
После
рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит
запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки)
смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и
назвать по порядку.
Игра
«Что пропало?»
Цель: развивать
внимание, произвольную зрительную память, умение запоминать количество и
место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами
или 3-4 игрушки.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и
просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает
глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный
ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали,
и показать, где он находился.
К
пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение
убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий
предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
Игра
«Что изменилось?»
Цель: развивать
внимание, зрительную память и внимание детей, научить их запоминать
последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или
игрушек.
II вариант: одна
сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их
деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки
или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит
его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза,
картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной
последовательности и назвать по порядку.
II
вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную
картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка
убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен
ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об
этих отличиях подробно.
Например: «На первой
картинке у зайчика на шее бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в
красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине
оказался гриб».
Игра
«Что добавилось?»
Цель: развивать внимание,
произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место
нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3
картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый
раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем
ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не
привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать
исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться
от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась
машинка (книжка, кубик и т. д.)».
Игра
«Что стало по-другому?»
Цель: развивать произвольное
зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность
предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами
или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый
раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок
закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок
должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам
ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении
картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней
шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».
Игра
«Чем отличаются?»
Цель:
развивать зрительную память и внимание детей, научить их внимательному
рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по
памяти сходства и различия между ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются
друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество,
местоположение).
Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после
ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия
между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими
вопросами.
Игра
«Запомни и запиши цифры»
Цель: развивать внимание,
зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и
предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд,
стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а
ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.
Игра
«Повтори за мной действия»
Цель: развивать у детей
зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их
последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый
показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок
должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх -
вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх,
встать - руки на поясе, прыжок.
Игра
«Посмотри — запомни — нарисуй»
Цель: развивать у детей
внимание, зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими
фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый
показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их
рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а
ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игра
«Запомни пары»
Цель: развивать
зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении
соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых
можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе.
Взрослый произносит слова, к каждому из которых ребенок подбирает
соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например: ваза - цветы,
собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки
взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из
пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Игра
«Запомни — назови»
Цель: развивать зрительную
память детей, учить их запоминать количество заданных предметов или картинок.
Оборудование. I вариант: детям 3-4 лет предъявляются
4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество
картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.
II вариант: парные карточки, на одной из которых изображено
определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I
вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется
несколько новых.
Описание.
I вариант. Ребенок
рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти
называет те из них, которые он запомнил.
II вариант. Сначала
ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет
изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те
предметы, которые были на первой карточке.
Игра
«Ответь на вопросы»
Цель: развивать у детей
зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее
детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.
Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее
убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри
внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»;
затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил». Или сначала: «Постарайся
запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике
живет».
Игра
«Запомни слова»
Цель: развивать слуховую
память и внимание детей, расширять их словарный запас.
Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые
ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов;
5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же
порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.
На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова,
связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем
абсолютно разные.
Игра
«Постучи, как я»
Цель: развивать слуховое
внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по
образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм,
который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество,
частоту и силу ударов.
|