30.01.2022
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ И
ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Полноценному развитию детей способствует
индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.
Особенности поведения ребенка, его
самочувствие в определенной мере зависят от его физического состояния и темперамента. Изучение темперамента позволяет педагогу наиболее точно выбрать верные пути в процессе взаимодействия с детьми. Б.М. Теплов писал, что правильное воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет и опору на них.
Темперамент — это
индивидуальные особенности человека,
которые проявляются в определенной возбудимости,
эмоциональной впечатлительности, уравновешенности
и быстроте протекания психической деятельности.
С древнейших времен ученых, философов и
врачей интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга,
каковы основания этих различий. Наиболее
полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику.
Особенности проявления
темперамента в дошкольном возрасте
Особенности нервной высшей деятельности
(далее ВНД) у дошкольников проявляются более ярко, чем у
взрослого. Они, как подчеркивал И.П. Павлов, еще не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты темперамента,
хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
Судить о том, к какому типу ВНД
принадлежит ребенок, можно на основе его внешнего поведения.
Ребенок возбудимого типа — холерик — имеет сильную,
подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса
возбуждения над процессом торможения. Все
реакции ребенка-холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на простыне — вызывают неудержимый, до посинения, плач. Так же ярко маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется,
а хохочет, не сердится, а приходит в
ярость. У детей этого типа
выразительная мимика, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь;
все поведение отличается выраженной
направленностью — ребенок стремится
воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить
себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются
руководить и взрослыми. Все, что
требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и
наоборот — ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, и и,
наоборот — ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста. Ребенок с возбудимой
нервной системой обычно с трудом засыпает, спит
спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в
обычный жизненный ритм. Он, за редким исключением, подвижен и
деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые
запретные места. Кажется, его энергия неистощима:
после бурно проведенного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку,
пытается затеять игру. В коллективе с такими
детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на
замечания взрослых.
Дети спокойного
типа — сангвиники — с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой.
Внешне они похожи на детей-холериков тем, что активны, имеют
живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У
ребенка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное,
жизнерадостное настроение, без резких переходов,
свойственных холерикам. Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых
сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников — их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке,
причем могут и руководить, и подчиняться.
Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми
различными явлениями. Ребенок за короткое
время легко осваивается в яслях, в детском саду, период привыкания к
новому режиму длится недолго — утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует
себя как дома. Общительность, покладистость, жизнерадостность
детей располагает к ним взрослых, поэтому
иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт
характера. Из-за того, что нервная
система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он
способен быстро переключаться с одного занятия
на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться,
если нужно, от привлекательных
действий. В то же время эта
пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет
одну за другой игрушки, имеет много
товарищей, но ни одного близкого
друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Основное свойство маленького сангвиника — неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача в работе с ребенком-сангвиником
— формирование у него настойчивости.
Ребенок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он во всем слушается родителей и так же охотно послушается совета случайного прохожего, подростка. У ребенка
разнообразные интересы, что хорошо, но до определенных
пределов. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут
поверхностными. Не случайно дети-сангвиники иногда стремятся записаться
во поверхностными. Не случайно дети-сангвиники иногда стремятся записаться
во все существующие кружки, но ни в одном из них не
достигают заметных успехов — не хватает настойчивости.
Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но
завершает ли он его? Нет, он стремится быстрее прекратить
его, чтобы взяться за другое, более интересное.
Сангвиник быстро устает от однообразия.
Привлекательной для него деятельностью он может заниматься
долго, но как только наступают моменты, требующие усилия и однообразия (а они
неизбежны в любой деятельности), он стремится прекратить эту
деятельность.
Ребенок-флегматик
— имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную (инертную) нервную систему. В
раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись — лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети-флегматики трудно засыпают и просыпаются с
трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей
имеют нечеткий характер: смеются негромко,
плачут тихо, мимика слабо выражена,
нет лишних движений, жестов. Речь тоже
особая — неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между
вопросом к ребенку и его ответом следует пауза.
Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им
заниматься, не уставая от
однообразных, повторяющихся действий. А
вот внезапно прекратить то, что он
начал, ему трудно, особенно в тех
случаях, когда предстоит заниматься новым, не знакомым для него делом.
Поведение ребенка-флегматика
отличается устойчивостью, его трудно
вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа
воспринимает не сразу. Поступление в детсад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями,
не принимает участия в играх детей. Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми. В
привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила
поведения, справляется со знакомой работой,
любое дело выполняет тщательно и аккуратно. Как и всякий ребенок,
флегматик имеет свои положительные и
отрицательные стороны, связанные с
особенностями нервной системы. Положительные стороны —
это усидчивость, тщательность, добросовестность, надежность во всех проявлениях; отрицательные — вялость, низкая активность,
замедленный темп действий.
Дети со слабой нервной системой — меланхолики — отличаются повышенной
чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток,
слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик — это тип ребенка, о
котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а
попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит,
а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он
склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает; шумные
сверстники его утомляют. Чувства
меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система выражаются, что
иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная
система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают — от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика. У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью
и не требует дополнительного контроля. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность — основные недостатки ребёнка-меланхолика. В то же время они имеют такие ценные свойства,
как чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей,
привычек. Дети с большими трудностями входят
в коллектив, долго не могут привыкнуть
к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на
вопросы взрослых и детей в детском
саду.
Из характеристики темпераментов ясно, что
нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.
«В процессе воспитания, — писал Б.М.
Теплов, — следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы,
пути и методы воспитания с учетом особенностей
нервной системы воспитанника». Знание черт
темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала,
на котором формируется личность.
Рекомендации по организации
взаимодействия с детьми различных темпераментов
Если у детей
преобладают черты сангвинического
темперамента:
ü
важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
ü
обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка
(не убрал игрушки);
ü
необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
ü
целесообразно небрежно выполненную работу предложить
выполнить заново. Главное — показать
ребёнку конечный результат добросовестных
действий;
ü
учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей
преобладают черты холерического темперамента:
ü с пониманием относиться к проявлению активности ребенка; говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
ü
целесообразно ограничивать всё, что возбуждает
нервную систему ребёнка: больше спокойных игр и занятий;
ü
необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное
внимание:
настольные игры (но не те, где соревнуются),
конструирование, рисование, лепка — все,
что требует усидчивости;
ü
воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);
ü
приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
Если у детей
преобладают черты флегматического темперамента:
ü
нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания — это
оказывает тормозящее влияние на нервную
систему ребенка;
ü
не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
ü
следует чаще хвалить его за скорые действия;
ü
необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
ü
побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию — активизировать его;
ü
нельзя резко обрывать ребёнка;
ü
необходимо предупреждать его за несколько минут о
смене вида деятельности;
ü
привлекать
ребёнка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
ü
нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность,
наказывать, подчеркивать его недостатки;
ü
целесообразно
беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью;
ü
говорить
нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определенно;
ü
ребенку полезно заниматься спортом;
ü
надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
ü
важно развивать у него общительность;
ü
необходимо
поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Коррекционные игры и упражнения для детей с
преобладанием
холерического
и сангвинического темперамента.
«Море волнуется»
(произвольность поведения, чувств)
Водящий начинает
так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется
три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий
выбирает наиболее яркую фигуру.
«Тыкалки» (тренировка умения владеть своими чувствами)
Дети садятся на
стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают».
Ведущий, медленно считая до 10, проходит между детьми и
легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться
при этом и сохранить неподвижность.
«А-а-ах!» (тренировка умения владеть своими чувствами)
Ведущий кладёт
руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального
положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» — с тем, чтобы
когда рука достигнет верхнего положения, завершить её
громким совместным «Ах!» и
мгновенно замолчать.
«Да и нет» (тренировка произвольности поведения)
Инструкция.
Попробуем определить, кто из нас умеет быть
внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые
заранее знаем ответы «да» и «нет». Например:
«Ты ходишь в школу?», «Ты был на
Северном полюсе?» и т. п. А тот, кто отвечает, должен обязательно отвечать
наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Упражнение
на развитие произвольного внимания
Ребёнку дают лист
бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10
треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть
внимательным, так как инструкция произносится только один
раз: «Будь внимательным,
заштрихуй красным карандашом третий, седьмой
и девятый треугольники».
Если ребёнок
справился с первым заданием, предлагают выполнение других заданий,
придумывая и постепенно усложняя условия.
Упражнение
на развитие устойчивости внимания
Ребёнку дают небольшой текст (газетный,
журнальный) и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А».
Фиксируют время и количество ошибок.
Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются
вместе с ним.
Упражнение
на произвольность поведения
Ребёнку показывают
лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую их них. Предупреждают ребёнка, что он должен
делать это очень аккуратно, время не имеет
значения. Как только ребёнок начинает проявлять небрежность, работу прекращают.
Ребёнок шести-семи лет аккуратно
закрашивает 15—20 фигур.
Игры
для детей с преобладанием флегматического
и меланхолического
темперамента
«Расскажи
стихи руками» (этюд на раскрепощение)
Ребёнок старается
без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем
стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.
«Закончи
предложение» (упражнение на преодоление замкнутости)
Надо закончить каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно ребёнка
попросить объяснить ответ.
Рисунок «Я в будущем» (преодоление замкнутости)
Ребёнку дают
задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в
будущем. Обсуждая с ним рисунок, спрашивают, как он будет
выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом
или сестрой.
Упражнение
позволяет осознать возможность преодоления
замкнутости, дать ребёнку перспективу на
будущее и уверенность в своих силах.
«Я и
другие» (свободное выражение своего
мнения)
Ребёнку предлагают
рассказать о своём друге, родственнике. Важно, чтобы ребёнок
мог высказать своё мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребёнка рассказать и о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.
«Зеркало» (помогает открыться ребёнку, чувствовать себя раскованно)
а) Ребёнок
смотрит в «зеркало», которое повторяет все
его движения и жесты. «Зеркалом» может быть
родитель или другой ребёнок.
б) Принцип
игры остаётся тем же, но ребёнок должен
изобразить кого-либо из общих знакомых. «Зеркало» указывает, кого изображал ребёнок.
«Попугай»
(произвольность чувств)
Ведущий произносит
короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное им
чувство. Остальные отгадывают, какое чувство было
задумано.
«Рисуем
имя» (гармонизация осознания
имени)
Инструкция. «Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить своё имя, написанное на листе бумаги. Попробуйте получше рассмотреть своё имя, увидеть, какого цвета буквы, какие они — высокие или низкие, на что похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте своё имя так, как вам захочется».
«Конкурс
хвастунов» (гармонизация притязания на признание)
Инструкция: «Сегодня мы проведём с вами необычный конкурс —
конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем
хвастаться? Соседом справа. Посмотрите
внимательно на своего соседа справа.
Подумайте, какой он, что он умеет делать,
что у него хорошо получается». Дети определяют победителя — лучшего «хвастуна».
Можно обсудить, кому, что понравилось
больше: рассказывать — хвастаться о соседе или слушать, как о нём рассказывают
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2022
Дата обновления: 07.11.2022
Дата публикации: 30.01.2022