Педагогическая запущенность: причины, признаки, способы коррекции. Консультация для родителей

03.12.2025

   Педагогическая запущенность – это отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками его обучения и воспитания. Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии. Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.

   Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.

 

Виды педагогической запущенности

   В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:

ü Медико-педагогическая - имеются плохие привычки, нет навыка и желания соблюдать правила личной гигиены.

ü Нравственно-педагогическая характеризуется полным или частичным отсутствием нравственных понятий, отсутствием контроля за проявлением эмоций, безразличием к эмоциям и чувствам других людей.

ü Интеллектуально-педагогическая - у ребенка нет интереса к новым знаниям и открытиям, желания учиться, он с трудом усваивает образовательную дошкольную или школьную программу.

ü Нравственно-трудовая - ребенок не испытывает желания трудиться, его знания о пользе труда значительно искажены.

     Диагностика

        При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Наряду с наблюдениями за поведением ребенка – первые признаки социально-педагогической запущенности обращают на себя внимание и педагогов, и родителей – диагностика проводится с помощью специальных психологических методик. Очень важно при проведении диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невролог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Признаки

   Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное (отклоняющееся от номы) поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.

Кроме этого, существуют и другие признаки:

ü трудности в обучении (низкая успеваемость и проблемы с запоминанием и усвоением новых знаний);

ü слабо развитые познавательные процессы: запоминание, воображение, мышление, память, рассеянное внимание;

ü отставание в развитии от сверстников, узкий кругозор;

ü специфические черты характера: самолюбие, показная грубость в общении, обидчивость, капризность, конфликтность, резкие и частые перепады настроения, импульсивность);

ü лживость - на словах говорит все правильно и обещает, а делает совершенно другое;

ü неспособность заставить себя  долго заниматься нужным, но неинтересным сейчас делом, апатичность;

ü неадекватная оценка окружающих и самого себя, что негативно отражается в поведении;

ü поведение, свойственное детям более младшего возраста (инфантилизм);

ü невоспитанность, незнание социальных и житейских норм или несоблюдение известных ребенку правил (в семье, в обществе, в детском саду, в школе и т. д.);

ü трудности социализации и общения в среде нормальных сверстников.

        Причины

    Педагогическая запущенность у физически и психически здорового ребенка чаще всего возникает под влиянием определенных причин.Хочу такой сайт

Взаимоотношения в семье. Свой первый социальный опыт ребенок получает в семье. Именно от ее психологического климата зависит дальнейшее восприятие картины мира. Если в семье нет взаимного доверия, гармонии, любви и взаимопонимания между родителями, то дети вырастают замкнутыми, тревожными, раздражительными и непослушными. Часто влияет и то, как много времени родители уделяют ребенку: занятые построением карьеры, зарабатыванием денег или просмотром видеороликов  в смартфоне мама и папа не находят времени и желания на общение и игры. Также огромное значение имеет стиль жизни родителей, уровень их культурного и интеллектуального развития.

Образовательная среда. Педагогическая запущенность может развиваться из-за неправильно построенного процесса обучения, недопонимания с воспитателями или учителями, плохих отношений со сверстниками или одноклассниками. Если воспитатель или учитель не находит индивидуальный подход к ребенку, вызывает у него чувство стыда, неуверенности в своих знаниях и умениях, занижает оценки, несправедлив, нетактичен, то ребенок закрывается в себе, начинает еще хуже учиться.

Отношения в социуме. Еще больше ситуация усугубляется, когда гармоничные отношения не складываются не только с родителями и учителями, но и со сверстниками. Непринятие в коллективе, издевки и высмеивание вызывают чувство одиночества и нежелание посещать детский сад или школу. Ребенок пытается найти друзей и стать частью какой-либо группы – и со временем находит, как правило группу асоциальной субкультуры (родители называют их «плохая компания»).

Индивидуальные особенности. В педагогике это совокупность психофизиологических, личностных, эмоциональных и наследственных факторов. Они также могут способствовать возникновению педагогической запущенности. Также в группу риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, неразвитыми социальными навыками, имеющие острые черты характера, низкую самооценку и слабый тип нервной деятельности.

Коррекция

   Психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-восстановительная работа с ребенком намечается после определения причин педагогической запущенности. Эта комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями  может включать в себя следующие направления.

Индивидуальные занятия с психологом, целью которых является гармонизация личности ребенка; проводится работа над проблемами агрессии, страхов, застенчивости, управления эмоциями. Специалист помогает освоить навыки взаимодействия с окружающими, моделирует с ребенком различные ситуации. При выявлении проблем с когнитивными функциями делается упор на их стимуляцию и развитие (чем раньше диагностирована проблема, тем выше шанс ее устранить).

Сеансы психотерапии. С помощью методов внушения и убеждения ведется работа над самооценкой, взаимоотношениями с окружающими, адекватной реакцией на различные ситуации. Такие сеансы могут проводиться как индивидуально, так и с группой людей.

Социальная реабилитация. Под контролем старших ребенок включается в совместную деятельность, учится налаживать контакты. Привлечение к активной трудовой деятельности, участие в спортивных и творческих объединениях создает ощущение своей нужности, значимости и полезности. Также проводится работа с классным коллективом. Это может быть работа по его сплочению, совместному созданию комфортной атмосферы для всех участников или, наоборот, перевод ребенка в другой коллектив.

Работа с родителями. Проводятся семейные консультации, сеансы психотерапии, направленные на качественное изменение микроклимата в семье и организацию общей семейной деятельности. Даются рекомендации по составлению режима дня, установлению адекватных правил взаимодействия и общения в семье ребенка. При необходимости специалисты ведут контроль за их соблюдением.

Работа с педагогическим коллективом. Педагоги должны быть проинформированы об особенностях ребенка, согласно которым составляется индивидуальный план работы. К ученику необходимо применять особые методы, оказывать помощь в освоении образовательной программы. Желательно снизить психологическую и когнитивную нагрузку, следить за тем, чтобы он не переутомлялся, поменять свое отношение и педагогический стиль взаимодействия. Необходимо помочь педагогу понять, что причины проблем ребенка кроются в его окружении и факторах формирования педагогической запущенности, что справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии.

    Если вовремя не начать процесс коррекции педагогической запущенности детей, то дезадаптация начнет прогрессировать. И чем старше становится ребенок, тем больше усугубляется ситуация: запущенность становится еще и социальной, подросток становится неуправляемым, теряет все ценностные ориентиры и установки. С такими нарушениями он становится склонен  к асоциальному, а то и преступному поведению.

Профилактика

   Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:

ü Создание комфортного психологического климата в семье и обозначение семейных ценностей.

ü Создание условий обучения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретного ребенка.

ü Стимулирование самостоятельности и интереса к какому-либо виду деятельности, вовлечение в совместные дела.

ü Сбалансированный стиль воспитания. Доверительное общение с ребенком, разбор различных ситуаций, внимание к его мыслям и чувствам, конструктивная и аккуратная критика его действий там, где это действительно нужно.

ü Стимуляция активности и мотивация к деятельности, создание условий для самореализации.

 

    Педагогическая запущенность (без осложнений со стороны психического или физического развития) — это нарушение развития ребенка, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого нарушения оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами, психолого-педагогическая компетентность родителей по вопросам развития и воспитания ребенка, стимуляция активности и интересов ребенка, поддержка и развитие его познавательной, социальной и творческой деятельности.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.12.2025

Дата обновления: 03.12.2025

Дата публикации: 03.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».