Педагогическая запущенность: причины, признаки, способы коррекции. Консультация для родителей
03.12.2025
Педагогическая запущенность – это отклонение от
нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками его обучения и воспитания.
Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном,
психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии. Оно
мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет
общение с ними.
Педагогическая запущенность –
это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться
самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии.
Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не
заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок
будет постоянно иметь проблемы с социализацией.
Виды педагогической запущенности
В зависимости от того, каков характер
проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической
запущенности:
ü Медико-педагогическая - имеются плохие привычки, нет навыка и желания
соблюдать правила личной гигиены.
ü Нравственно-педагогическая характеризуется полным или частичным отсутствием
нравственных понятий, отсутствием контроля за проявлением эмоций, безразличием
к эмоциям и чувствам других людей.
ü Интеллектуально-педагогическая - у ребенка нет интереса к новым знаниям и
открытиям, желания учиться, он с трудом усваивает образовательную дошкольную
или школьную программу.
ü Нравственно-трудовая - ребенок не испытывает желания трудиться, его знания
о пользе труда значительно искажены.
Диагностика
При комплексной психолого-педагогической
диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью
определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств
личности. Наряду с наблюдениями за поведением ребенка – первые признаки социально-педагогической
запущенности обращают на себя внимание и педагогов, и родителей – диагностика
проводится с помощью специальных психологических методик. Очень важно при
проведении диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные
патологии развития. Исключить их может невролог или врач-психиатр. Детей с
подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на
психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Признаки
Педагогическая
запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои
признаки. Самый главный из них — девиантное (отклоняющееся от номы) поведение.
Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое
вызвано невоспитанностью детей.
Кроме этого, существуют и другие признаки:
ü трудности в обучении (низкая успеваемость и проблемы с запоминанием и
усвоением новых знаний);
ü слабо развитые познавательные процессы: запоминание, воображение, мышление,
память, рассеянное внимание;
ü отставание в развитии от сверстников, узкий кругозор;
ü специфические черты характера: самолюбие, показная грубость в общении,
обидчивость, капризность, конфликтность, резкие и частые перепады настроения,
импульсивность);
ü лживость - на словах говорит все правильно и обещает, а делает совершенно
другое;
ü неспособность заставить себя долго заниматься нужным, но неинтересным
сейчас делом, апатичность;
ü неадекватная оценка окружающих и самого себя, что негативно отражается в
поведении;
ü поведение, свойственное детям более младшего возраста (инфантилизм);
ü невоспитанность, незнание социальных и житейских норм или несоблюдение известных ребенку правил (в семье, в обществе, в детском саду, в школе и т. д.);
ü трудности социализации и общения в среде нормальных сверстников.
Причины
Педагогическая
запущенность у физически и психически здорового ребенка чаще всего возникает
под влиянием определенных причин.
Взаимоотношения в семье. Свой первый
социальный опыт ребенок получает в семье. Именно от ее психологического климата
зависит дальнейшее восприятие картины мира. Если в семье нет взаимного доверия,
гармонии, любви и взаимопонимания между родителями, то дети вырастают
замкнутыми, тревожными, раздражительными и непослушными. Часто влияет и то, как
много времени родители уделяют ребенку: занятые построением карьеры,
зарабатыванием денег или просмотром видеороликов в смартфоне мама и папа
не находят времени и желания на общение и игры. Также огромное значение имеет
стиль жизни родителей, уровень их культурного и интеллектуального развития.
Образовательная среда. Педагогическая запущенность
может развиваться из-за неправильно построенного процесса обучения, недопонимания
с воспитателями или учителями, плохих отношений со сверстниками или
одноклассниками. Если воспитатель или учитель не находит индивидуальный подход
к ребенку, вызывает у него чувство стыда, неуверенности в своих знаниях и
умениях, занижает оценки, несправедлив, нетактичен, то ребенок закрывается в
себе, начинает еще хуже учиться.
Отношения в социуме. Еще больше ситуация усугубляется,
когда гармоничные отношения не складываются не только с родителями и учителями,
но и со сверстниками. Непринятие в коллективе, издевки и высмеивание вызывают
чувство одиночества и нежелание посещать детский сад или школу. Ребенок
пытается найти друзей и стать частью какой-либо группы – и со временем находит,
как правило группу асоциальной субкультуры (родители называют их «плохая
компания»).
Индивидуальные особенности. В педагогике это
совокупность психофизиологических, личностных, эмоциональных и наследственных
факторов. Они также могут способствовать возникновению педагогической
запущенности. Также в группу риска попадают дети с ограниченными возможностями
здоровья, неразвитыми социальными навыками, имеющие острые черты характера,
низкую самооценку и слабый тип нервной деятельности.
Коррекция
Психолого-педагогическое
сопровождение и коррекционно-восстановительная работа с ребенком намечается
после определения причин педагогической запущенности. Эта комплексная работа со
специалистами, педагогами и родителями может включать в себя следующие
направления.
Индивидуальные занятия с психологом, целью которых является
гармонизация личности ребенка; проводится работа над проблемами агрессии,
страхов, застенчивости, управления эмоциями. Специалист помогает освоить навыки
взаимодействия с окружающими, моделирует с ребенком различные ситуации. При
выявлении проблем с когнитивными функциями делается упор на их стимуляцию и
развитие (чем раньше диагностирована проблема, тем выше шанс ее устранить).
Сеансы психотерапии. С помощью методов внушения и
убеждения ведется работа над самооценкой, взаимоотношениями с окружающими,
адекватной реакцией на различные ситуации. Такие сеансы могут проводиться как
индивидуально, так и с группой людей.
Социальная реабилитация. Под контролем старших ребенок
включается в совместную деятельность, учится налаживать контакты. Привлечение к
активной трудовой деятельности, участие в спортивных и творческих объединениях
создает ощущение своей нужности, значимости и полезности. Также проводится работа
с классным коллективом. Это может быть работа по его сплочению, совместному
созданию комфортной атмосферы для всех участников или, наоборот, перевод
ребенка в другой коллектив.
Работа с родителями. Проводятся семейные консультации,
сеансы психотерапии, направленные на качественное изменение микроклимата в
семье и организацию общей семейной деятельности. Даются рекомендации по
составлению режима дня, установлению адекватных правил взаимодействия и общения
в семье ребенка. При необходимости специалисты ведут контроль за их
соблюдением.
Работа с педагогическим коллективом. Педагоги должны быть
проинформированы об особенностях ребенка, согласно которым составляется
индивидуальный план работы. К ученику необходимо применять особые методы,
оказывать помощь в освоении образовательной программы. Желательно снизить
психологическую и когнитивную нагрузку, следить за тем, чтобы он не
переутомлялся, поменять свое отношение и педагогический стиль взаимодействия.
Необходимо помочь педагогу понять, что причины проблем ребенка кроются в его
окружении и факторах формирования педагогической запущенности, что справиться
самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии.
Если
вовремя не начать процесс коррекции педагогической запущенности детей, то
дезадаптация начнет прогрессировать. И чем старше становится ребенок, тем
больше усугубляется ситуация: запущенность становится еще и социальной,
подросток становится неуправляемым, теряет все ценностные ориентиры и
установки. С такими нарушениями он становится склонен к асоциальному, а
то и преступному поведению.
Профилактика
Гораздо
проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической
запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует
целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает
принятие следующих мер:
ü Создание комфортного психологического климата в семье и обозначение
семейных ценностей.
ü Создание условий обучения, которые соответствуют особенностям и
потребностям конкретного ребенка.
ü Стимулирование самостоятельности и интереса к какому-либо виду
деятельности, вовлечение в совместные дела.
ü Сбалансированный стиль воспитания. Доверительное общение с ребенком, разбор
различных ситуаций, внимание к его мыслям и чувствам, конструктивная и
аккуратная критика его действий там, где это действительно нужно.
ü Стимуляция активности и мотивация к деятельности, создание условий для
самореализации.
Педагогическая
запущенность (без осложнений со стороны психического или физического
развития) — это нарушение развития ребенка, с которым можно справиться.
Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но
стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого нарушения оказывает
семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная
атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами,
психолого-педагогическая компетентность родителей по вопросам развития и
воспитания ребенка, стимуляция активности и интересов ребенка, поддержка и
развитие его познавательной, социальной и творческой деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.12.2025
Дата обновления: 03.12.2025
Дата публикации: 03.12.2025