Лексическая тема: "Зимующие птицы".
01.12.2025
Рассказать
детям 6-7 лет о зимующих птицах можно через беседы, занятия, игры и
использование иллюстраций.
Цель —
расширить знания о зимующих птицах, объяснить, почему они не улетают в тёплые
края, и показать, как помочь им в зимнее время.
·
Объясните, почему зимующих птиц называют зимующими — они остаются зимовать, не боятся
холода.
·
Рассказажите, чем питаются птицы зимой. Например, синицы — семенами растений, воробьи —
семенами, зёрнами, ягодами, хлебными крошками.
·
Объясните, почему птицы зимой селятся ближе к людям — возле домов всегда больше пищи.
·
Покажите, как птицы согреваются в морозы — во время морозов птицы нахохливаются, тепло
сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними.
o
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
o
Составление описательной загадки о птице по плану-схеме: кто это, размер, окраска,
части тела, где живёт, чем питается.
o
Игра «У кормушки» — дети
подносят картинку с кормом птицам и объясняют, какую птицу чем угостить.
·
Дидактическая игра «Угадай, что за птица, по словам- описаниям» — Взрослый помогает рассмотреть
картинки с птицами и называет слова, которые подходят этой зимующей птице. Ребенок
внимательно слушает слова и показывает картинку с птицей, потом ребёнок поясняет
ответ.
·
Дидактическая игра «Узнай птицу по частям тела» — взрослый показывает картину с
изображением птиц, которые спрятаны частично под снежинками, ребенок отгадывает
птиц и поясняет свои ответы.
·
Дидактическая игра «Выложи зимующих птиц по образцу» — взрослый показывает большие
карточки, на которых изображены зимующие птицы и под ними символы —
геометрические фигуры разных цветов, ребенок под этими фигурами выкладывает тех
птиц, которые эти фигуры обозначают согласно образцу.
·
Используйте демонстрационные карточки «Зимующие птицы» — в набор входят реалистичные
изображения: воробей, синица, снегирь, голубь, дятел и другие. Иллюстрации
крупные и чёткие, удобны для рассматривания, сравнения, выделения характерных
признаков (окрас, форма клюва, лап).
Несколько игр, которые можно провести с
детьми на тему зимующих птиц:
·
«Подскажи словечко». Цель — развивать слуховое внимание,
активизировать глагольный словарь по теме. Педагог кидает мяч ребёнку и
называет какую-либо птицу, ребёнок ловит мяч, возвращает его взрослому и
произносит подходящий по смыслу глагол.
·
«Закончи предложения». Цель — развивать
мышление, активировать словарь антонимов, формировать умение согласовывать существительные
с местоимениями в роде и числе. Педагог начинает предложение, ребёнок подбирает
соответствующее слово и договаривает предложение.
·
«Где какая птица находится?». Цель — формировать
умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть,
развивать умение ориентироваться в пространстве. Для игры нужна сюжетная
картинка «У кормушки». Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к
кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под
крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д.
·
«Кого не стало?». Цель — формировать умение образовывать
существительные в родительном падеже, развивать память и зрительное восприятие.
На доске или на столе выкладываются 5–6 картинок зимующих и перелётных птиц,
детям предлагают назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза,
в это время педагог убирает одну из картинок, дети открывают глаза и называют,
какой птицы не стало.
·
«Зимующие и перелётные птицы». Цель — закреплять
умение детей классифицировать птиц по видам — перелётные, зимующие. На двух
кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка,
дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей — расположить перелётных птиц в
круге с солнцем, а зимующих — в круге со снежинкой.
·
«Кто улетел?». Цель — закрепить названия зимующих
птиц, развивать зрительное внимание, память, речь. На магнитной доске педагог
выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением птиц,
проговаривает с детьми их названия. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает
одну из карточек и задаёт вопрос «Кто улетел?».
·
«Что склевали птицы?». Цель — закрепить
знания о зимующих птицах (предпочтения в еде), развивать зрительное внимание,
память, речь. На магнитной доске педагог выкладывает в ряд под изображением
кормушки три карточки с изображением корма для птиц, проговаривает с детьми: «В
кормушку положили семечки, пшено, сало». Затем дети закрывают глаза, педагог
убирает одну из карточек и задаёт вопрос: «Что склевали птицы?».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2025
Дата обновления: 25.11.2025
Дата публикации: 01.12.2025