Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи:звуки з и зь".
20.11.2025
Цель: Упражнять детей в произношении
изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и
мягко; различать слова со звуками «З», «зь»
Задачи:
обучающие: Познакомить
со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук
З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству,
чистоговоркам, загадкам.
Развивающие:
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова,
начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое
внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные:
Воспитывать звуковую культуру речи, чувство товарищества.
Материал, оборудование:
1.Демонстрационный материал: Обруч с
листочками, экран, обручи, цветы.
Словарная работа: улей
(домик для пчёл), нектар (сладкий сок выделяемый цветком).
Методические приёмы: использование
ТСО, дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы, беседа.
НОД:
1. Вводная часть (длительность
3мин)
Создание интереса, эмоционального настроя к НОД,
сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха.
2. основная
часть (длит.15мин)
Методические приёмы
1.
Артикуляционная гимнастика
2. Логопедическая
распева «Песок», «Лиса» (Звук С)
3.
Знакомство со звуком З-Зь
4. Дидактическая игра
«Пчёлы»
5. Работа по картинкам
6. Логопедическая
распевка «Коза»
3. заключительная
часть. Подведение итога НОД (длит2мин)
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята,
в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете?
(Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди,
становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с
огородов и полей…)
1.Дыхательная гимнастика «Подуем
на листочки»
Ветер (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную
клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.
Воспитатель.
Как здесь холодно, пойдёмте быстрее в группу.
II.Основная часть
Воспитатель. Ребята,
сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука
С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и
изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат.
1.Артикуляционная гимнастика
• Улыбка и удержание губ в улыбке.
При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
• Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом
движении двигаются только губы!
• Чередование: улыбка – трубочка.
• Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.
• Чередование движений языка вверх – вниз.
2.Закрепление пройденного материала Звук С
-Как поёт песочек? (С-С-С…) Давайте споём песенку
песочка.
1.Логопедическаяраспевка «Песок» (Звук
С)
-Давайте вспомним чистоговорку лиса.
2.Логопедическая распевка «Лиса»
(проговаривание чистоговорки)
Са-са-са
Эта хитрая лиса,
Су-су-су
И живёт она в лесу,
Сы-сы-сы
Много дела у лисы,
Со-со-со
Она крутит колесо.
3.Знакомство с новым материалом
1.Знакомство со звуком З-зь
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и
скажите о каком насекомом в ней идёт речь :
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит! (Комар)
-Как поёт комар?( З-з-з…)
-Если звук С – «песенка насоса, песенка песочка» —
звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен
голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже
стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
- Покажите,
какое положение при этом имеют губы (улыбка), язык (широкий с желобком
посередине).
- Протяжно
сами произнесите звук З – «песенку комара».
- Попросите
малыша повторить ее.
-У нас на Севере летом и осенью очень много комаров,
больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие
звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
2.Дидактическая игра «Пчелы»
Программное содержание.
Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал.
Картинка с изображением улья.
Воспитатель.
Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ
картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют).
Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны
комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна
с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят
звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка)
полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует
полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до
следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей:
«Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети
имитируют полет и произносят звуки).
3.Работа по картинкам
Воспитатель. Ребята,
назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы в которых слышна песенка большого
комара З…? (Заяц, зубы, зонт)
Назовите предметы в которых слышна песенка
маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака,
дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова?(Заяц, зубы,
зонт,зебра, зеркало, зима)
4.Логопедическая распевка «Коза»
(проговаривание чистоговорки)
Воспитатель.
Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З?( Да) Где его
слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт,
песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
IV.Подведение итога
Воспитатель. Ребята
скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)
-Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по
осенним дорожкам.
Дети удаляются.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.11.2025
Дата обновления: 20.11.2025
Дата публикации: 20.11.2025
Комментарии0
Новый комментарий