Занятие в подготовительной логопедической группе по теме "Осень"

20.10.2025

Лексическая тема «ОСЕНЬ»

1. Организационный момент на усмотрение логопеда.

Загадка.

Листья опадают,

Моросят дожди,

Травы увядают,

Лето позади.

Мокрая погода,

Всё серо вокруг.

Это время года

Отгадай, мой друг. (Осень)

Логопед показывает картинку осени (по желанию)

2.Назови «Приметы осени».

  Цель: Познакомить детей с признаками осени и осенними явлениями.

 Логопед. У осени есть кинопленка с приметами и она  сейчас покажет нам  ее (или любому «герою» который никогда не видел осень, на усмотрение логопеда)

  Логопед выставляет по очереди картинки, а дети называют приметы:

  Осень –это три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.,

  Осенью часто идут дожди, люди берут зонты, дуют сильные ветры;

  Осенью листья желтеют и опадают, на дорогах листопад;

  Осенью перелетные птицы улетают в теплые края;

  Осенью люди одевают более теплую одежду;

  Осенью ночь длиннее, а день становится короче;

  Осенью люди на огородах собирают урожай овощей и фруктов;

  Осенью дети идут в школу и в детский сад;

  Осенью люди в лесу собирают грибы и ягоды;

 Осенью звери готовятся к зиме: делают запасы и несут себе в норы,  некоторые животные меняют свои шубки (заяц, белка…), некоторые ложатся в спячку (медведь, еж…), насекомые прячутся в землю и в кору деревьев.

   3. Игра  «Назови, какая погода?» 

   Цель: Образование качественных прилагательных

 Логопед. Мы сейчас отправимся в осенний лесопарк, а пока мы туда добираемся,  вспомним, какая погода бывает осенью и развеселим наше солнышко, а то оно загрустило (у детей на столе прищепки, они дают правильный ответ и прикрепляют прищепку к грустному солнышку, когда задание выполнено, логопед переворачивает солнышко, а оно с обратной стороны веселое)

Какая погода бывает осенью?

Если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер – ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если по небу плывут  облака – облачная.

Если  светит солнце  – солнечная,

Если  ясно – ясная.

4.Игра «Скажи со словом "осенний"»

Цель: Согласование существительного и прилагательного ( с картинками из задания №5)

Дерево осенью (какое?)- осеннее;

Туча осенью (какая?)- осенняя;

Гриб осенью (какой?) – осенний и т.д. 

5. Игра «Заколдованная лужа»  

Цель: Образование антонимов

Логопед: Это необычная лужа, а заколдованная, в ней все наоборот, сейчас мы ее расколдуем. Будем называть слова «наоборот».

Осень ранняя — осень поздняя,

У Саши шарф длинный, а у Вани- короткий,

У дуба ствол толстый, а у липы- тонкий,

Зонт мокрый- зонт сухой,

Лист ивы узкий- а лист клена широкий,

Тропинка чистая- тропинка грязная,

Дерево высокий, а куст низкий,

Облако белое, а туча черная.

6.Развитие дыхания «Сдуй листик с веточки» 

Цель: освоение первичных приемов дыхательной гимнастики

 

Логопед. Вот мы и добрались до лесопарка, посмотрите, сколько тут листиков, сейчас мы устроим листопад (логопед раздает детям веточки с листиками и просит подуть на них, соблюдая правила дыхательной гимнастики )

Мы листики осенние, 

На ветках мы сидим. 

Дунул ветер — полетели. 

Мы летели, мы летели 

И на землю тихо сели.   

Ветер снова набежал 

Хочу такой сайт

И листочки все поднял.   

Закружились, полетели 

И на землю снова сели.   

6.Игра «Осенний лесопарк» 

Цель: Совершенствование понимания и употребления предлогов «В», «НА», «ПОД»

 

Логопед выставляет картину.

Логопед. Посмотрите, как тут грустно, сейчас я буду ее украшать, а вы мне помогать. Дополняет ее предметами и явлениями с помощью липучек

Логопед прикрепляет к картине лавочку, пруд, пень, кустик, лужу. Затем просит детей по очереди расставить предметы, отдавая команду:

 

«Уточки плавают В пруду,

Собака спряталась ПОД лавку,

Птицы улетают НА юг,

Мальчик идет В школу,

Дождь льет НА лавку,

Девочка нашла грибы ПОД пеньком,

Заяц спрятался ПОД куст,

Белка сидит НА дереве,

Лист упал В лужу»

 

Затем логопед раздает детям индивидуальные карточки и просит соотнести картинки мо схемой предлога и соединить с помощью фломастера.

 

7. «Что изменилось? Чего не стало?» (На картине лесопарк)

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

 

Логопед просит закрыть глазки  и меняет картинки местами или убирает некоторые, дети отвечают, игра повторяется несколько раз.

8. Игра «Волшебница осень» 

Цель: Образование множественного числа существительных глаголов,  и прилагательных.

У логопеда импровизированная «волшебная» палочка.

Логопед: Наша красавица-осень немного волшебница, посмотрите, как она раскрасила деревья, а сейчас она покажет, как может из одного предмета сделать много, а вы ей будите помогать.

Логопед показывает картинку с одним предметом, дотрагивается до нее волшебной палочкой, а дети называют множественное число.

 

Плывет темная туча — плывут темные тучи,

Дует сильный ветер — дуют сильные ветры,  

Стоит глубокая лужа — стоят глубокие лужи,

Гнется осеннее дерево — гнутся осенние деревья,

Летит  желтый лист — летят желтые листья,

Улетает  птичья стая — улетают  птичьи стаи,

Льет холодный дождь — льют  холодные дожди.

 

 Так же можно назвать (много чего?)…много желтых листьев…много глубоких луж и т.д.

 

10. Схема-описание «Расскажи об осени» 

      Цель: Развитие связной речи

Логопед: Наша красавица-осень хочет послушать, что вы о ней узнали и что запомнили и дарит вам вот такую загадочную схему (выставляется схема- описание  времени года)

Несколько детей по плану рассказывают об осени:

 1.Какое это время года?

 2.Какая погода бывает осенью?

 3.Что происходит осенью с растениями?

 4.Чем занимаются взрослые осенью (их труд)?

 5. Во что люди одеваются осенью?

 6. Что происходит с животными?

 7.Что происходит в жизни птиц?

 8. Во что играют дети?

 

    

11.Мнемостих «Ходит осень в нашем парке» 

Цель: Развитие связной речи, мелкой моторики рук.

 

Ходит осень в нашем парке,       (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки:         (показываем две ладошки, сложенные вместе)

Бусы красные – рябине,               (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

 Желтый зонтик – тополям,

Фрукты осень дарит нам.          (прикладываем обе ладошки к груди).

 

12. Итог занятия

- О чем мы говорили на занятии?

-Чем занимались?

- Какие задания было интересно выполнять?

- Ребята, вы молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

  

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.11.2025

Дата обновления: 09.11.2025

Дата публикации: 20.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».