Конспект занятия по развитию лексико-грамматического словаря для детей логопедической группы по теме: «Обувь»
08.11.2025
Цель:
Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Обувь».
Задачи:
- закреплять представления детей об обуви, её назначении, деталях, материалах, из которых она сделана;
- развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов обуви
- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
Оборудование:
предметные картинки с изображением обуви
Ход занятия:
- Орг.момент.
Логопед:
Встаньте дети, встаньте в круг.
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Логопед:
Молодцы ребята! Сейчас сядет тот, кто правильно повторит за мной слоги. (Логопед проговаривает ПА-ПА-БА, ДА-ДА-ТА и др, дети прохлопывают и садятся на стульчики.)
Логопед:
Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение.
Вот мои кеды,
Прыгуче-бегучие.
А вот ботинки деда,
Рабоче-могучие.
Бабулины валенки,
Добро-ворчливые.
Братишки сандалики,
Игриво-драчливые.
А вот отцовы сапоги
И мамины сапожки.
Отцовы видно — рыбаки,
А мамины как кошки,
Прижавшись к папиным стоят,
Как будто, «Мур-р» говорят
Логопед:
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Об обуви.
Логопед:
Правильно! Сегодня к нам пришел необычный гость.
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Как вы думаете, кто это? Ну конечно, это Кот в сапогах. Коту очень интересно узнать что-нибудь об обуви, ведь он очень любит носить сапоги. Он не знает, какая еще бывает обувь и просит нас рассказать ему о ней. Поможем котику?
2. Вводная беседа.
Ребята, обувь бывает разная. Мужская и женская. Обувь разделяется по сезонам и по материалу, из которого она сделана. Попробуйте отгадать, о чем я говорю:
1.Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
(Башмаки)
2.Обувь ты носишь всегда и повсюду,
Не говоришь: «В них ходить я не буду!»
Это не туфли, ботинки иль кеды,
Их покупаем мы даже для деда.
Бегать весь день можно без подготовки,
Если на ноги наденешь…
(Кроссовки)
3.Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
4. На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без — нас ни шагу,
Когда придешь домой.
(Тапки)
5. Снег на улице, мороз!
Что одеть мне, вот вопрос.
Босоножки не годятся,
Чтобы не замерзли ножки,
Нужно что одеть?
(Сапожки)
- Игра «Собери подарок»
Логопед:
Молодцы, ребята. Вы справились и отгадали все загадки. И теперь поиграем.
Представьте себе, что мы идем в гости к нашим друзьям, И решили мы подарить им обувь. Посмотрите на карточки перед вами. Обувь для Маши нужно положить в красную коробочку, а для Вити – в синюю.
3. Пальчиковая гимнастика
«Обувь»
Как у нашей кошки (Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. (на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
Новые кроссовки.
Логопед:
Стучат, стучат колеса. Наш поезд мчится вдаль,
Наш состав отправляется к следующей станции. Это станция Деловая.
4. Игра с мячом «Назови признак»
- Предлагаю вам игру с мячом, а для этого нужно занять места на разноцветных кружках. 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.
- Я буду называть вам предметы обуви, а вы будете дополнять его словом признаком и бросать мне мяч обратно. Например: сандалии летние, сапоги резиновые и т.д.
Физкультминутка
Это тапки для Антошки
(ритмично топают каждой ногой)
Чтобы в них не мерзли ножки
(прыжки на обеих ногах)
Топ-топ-топотушки
(ритмично топают каждой ногой)
Что за тапки! Как игрушки!
(пятка-носок, пятка-носок)
Вот ботинки для Маринки!
(ритмично топают каждой ногой)
Не ботинки, а картинки!
(прыжки на обеих ногах)
Чтобы в них гулять ходить,
Бегать, прыгать и шалить!
(прыгают и топают)
5. Игра «Четвёртый лишний».
Молодцы, ребята. Мы размялись и пора продолжать. Перед вами 4 картинки с изображением обуви. Одна из них лишняя, вам нужно объяснить почему.
(сапоги, валенки, ботинки, сандалии) и т.д
6. Игра «Скажи правильно».
Ребята, вам нужно правильно подобрать слово, прилагательное.
-сапоги из резины – резиновые
-ботинки из кожи – кожаные
-тапочки из меха – меховые
-валенки из войлока – войлочные
-туфли из замши – замшевые
7. Итог занятия.
Сегодня мы узнали много нового об обуви, весело поиграли с Котом в сапогах. Теперь он знает много об обуви, и обязательно купит себе обнову в обувном магазине. Ему так понравилось у нас в гостях, что Кот решил сделать вам подарки. Вот такие красивые раскраски с котом, а вы должны сами пририсовать им обувь, ту, которая вам нравится больше всего. И мы устроим модный показ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.11.2025
Дата обновления: 08.11.2025
Дата публикации: 08.11.2025