Рекомендации родителям по лексической теме: "Одежда. Головные уборы"

31.10.2025

1. Родителям рекомендуется:

Обсуждая с ребёнком виды одежды и головных уборов, внимательно рассмотрите и попросите ребёнка назвать различную одежду, головные уборы и обувь.

Рассмотрите и назовите детали (воротник, рукава, карман, пуговицы, пояс, манжет; поля, отворот, козырёк; подошва, каблук, голенище, носик, пятка, язычок, молния, шнурок).

Какая бывает одежда?

По принадлежности – мужская, женская, детская.

По сезонам – зимняя, летняя, демисезонная.

По назначению – домашняя, спортивная, форменная или специальная.

Привести примеры всех типов одежды.

Рассмотреть и назвать различные застёжки на одежде и обуви (пуговицы, молния, липучки, кнопки, крючки, шнурки).

Покажите ребёнку, как правильно ухаживать за одеждой, головными уборами, обувью (протирать, сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики).

Учим ребёнка с ранних лет правильно употреблять глаголы «НАДЕТЬ» и «ОДЕТЬ»!

Для лучшего запоминания глаголов «одеть» и «надеть» можно разучить стишок:

На дворе холодный день,

Ты пальто своё ... (надень),

Также брата-малыша потеплее ты... (одень).

Чтоб гулять и не замёрзнуть, надо шапку... (надевать),

Куклу надо... (одевать), майку ж надо ... (надевать).

Это твёрдо надо знать.

2. Расширять словарный запас:

Существительные: кожа, мех, шерсть, хлопок; одежда, шуба, пальто, куртка, пиджак, блуза, рубашка, футболка, майка, брюки, шорты, костюм, юбка, платье, носки, колготки, перчатки, варежки, шарф, комбинезон; рукав, карман, капюшон, воротник, пуговицы, петли, молния, кнопки, манжеты; подошва, каблук, шнурки, язычок.

Прилагательные: шёлковый, шерстяной, кожаные, меховое, вязанная, спортивный, нарядная, зимняя, летняя, осенняя, удобная, красивая, модная, верхняя, нижняя, сезонная.

Глаголы: носить, снимать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застегивать, завязывать, развязывать, чистить, стирать, гладить, зашивать, зашнуровывать, покупать, носить.

3. Прочитайте ребёнку стихотворения:

***

Пижама

Жёлтую пижаму

Мама мне купила.

А на ней жирафы,

Ежи и крокодилы.

Жирафы шею тянут –

Вот-вот листок достанут.

Будут листики жевать –

Как же мне в пижаме спать?

***

Брюки

Брюки из вельвета

Голубого цвета.

Есть карманы, поясок,

Сверху модный ремешок.

Ой, как Петя извозился –

Два часа в песке трудился!

О вельветовые брюки

Часто вытирал он руки.

***

Юбка

Юбка расклешённая,

Клеточка зелёная.

Катя шепчет: – Наряжусь

И в новой юбке покружусь.

***

Платье

Платьице у Кати –

Просто загляденье.

Сколько проявила

Бабушка уменья!

Есть на новом платье

Бантики и рюшки.

Как его увидят,

Ахнут все подружки.

Ситцевое платье –

Не бывает лучше.

Бабушка довольна:

Угодила внучке.

***

Брюки мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

***

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души –

Так рубашки хороши.

***

Мама, бабушка, смотрите:

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мёрзнуть в холода.

***

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки,

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тёпленькими были.

***

Куртка – тёплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре,

Не замёрзнешь во дворе.

***

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

***

А вот это – варежки

Для тебя и Ванюшки.

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной.

***

Шапка

- Шапка, шапка, где была?

- Я была в кино.

- Что ж ты, шапка, видела?

- Было так темно…

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

- Шапка, шапка, где была?

- В цирке шапито.

- Что ж ты в цирке видела?

- Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки –

Всё, что было в раздевалке! (В. Берестов)

4. Почитайте ребёнку художественную литературу:

В. Берестов «Плащ».

Л. Воронкова «Маша-растеряша».

И. Гурина «Сказка про то, как одежда обиделась».

В. Зайцев «Я одеться сам могу».

С. Маршак «Вот какой рассеянный».

Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа».

Прочитайте ребёнку рассказ Е. Пермяка «Как Маша стала большой», задайте вопрос: «Почему все решили, что Маша выросла?».

Прочитайте или предложите посмотреть мультфильм, послушать онлайн сказку К.И. Чуковского «Чудо-дерево».

5. Посмотрите вместе с ребёнком мультфильмы:

- «Маша-растеряша».

- «Храбрый портняжка».

- «Голый наряд короля».

6. Загадайте ребёнку загадки:

***

Не галстук он, не воротник,

А шею укрывать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

***

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (варежка)

***

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью – под кроватью. (туфли)

***

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (перчатки)

***

Чтобы ушки не замёрзли,

Голова в тепле была,

Натянуть её нам нужно

До затылка и до лба? (шапка)

7. Поиграйте с ребёнком в игры:

1. «Одежда»:

Назвать с ребёнком зимнюю, осеннюю, летнюю одежду, обувь и головные уборы.

Сравнить зимнюю и летнюю (осеннюю) одежду, обувь и головные уборы.

2. «Расскажи, какая бывает одежда?»:

- Как называется одежда, которую носят только женщины? – женская.

- как называется одежда, которую носят только мужчины? – мужская.

- как называется одежда, которую носят только дети? – детская.

- как называется одежда, которую носят только зимой? – зимняя.

- как называется одежда, которую носят только летом? – летняя.

- как называется одежда, которую носят весной и осенью? – демисезонная.

- как называется одежда, которую носят только дома? – домашняя.Хочу такой сайт

- как называется одежда, которую носят рабочие? – рабочая.

- как называется одежда, которую носят спортсмены? – спортивная.

- как называется одежда, которую носят военные? – военная.

- как называется одежда, которую носят в праздники? – праздничная.

А ещё есть верхняя одежда, что это за одежда? (шуба, пальто, куртка и т.д.).

А нижнее бельё, что это за одежда? (майка, трусы).

3. Доскажи словечко:

***

Есть, ребята, он у куртки.

Мне он нужен на прогулке.

От дождя спасает он.

Что же это? … (капюшон)

***

Нет у юбки и у майки,

Есть у платья и фуфайки.

У плаща их тоже два.

Догадались? … (рукава)

***

Выпал снег.

Замёрзли ножки.

Нужно нам обуть ... (сапожки).

***

В нём ношу платок, монетки,

Для сестрёнки две конфетки,

Болтик, гвоздь, один банан.

Назови его! … (карман)

***

Что же летом на ногах? –

Летом жарко в сапогах!

Чтобы рады были ножки,

Я надену ... (босоножки).

***

Что на ножки надевать,

Чтобы прыгать и скакать?

Чтобы ножки не опухли,

Надевать что нужно? … (туфли)

4. Назови ласково:

рубашка – рубашечка

платье – платьице

юбка – …

брюки –…

куртка – …

шапка – …

кепка – …

берет – …

платок – …

сапоги – …

ботинки – …

туфли – …

сандалии – … и т.д.

Тёплая шуба – тёпленькая шубка.

Красная шапка – …

Длинный шарф – …

Синий костюм – …

Мягкий свитер – …

Короткая юбка – …

Красные туфли – красненькие туфельки.

Тёплые ботинки – …

Красивые сандалии – …

Чёрные сапоги – …

Новые кроссовки – …

Серые валенки – …

5. «Один – много»:

рубашка – рубашки – рубашек

куртка – куртки – курток

кофта – кофты – кофт

юбка – юбки – юбок

варежка – варежки – варежек

носок – носки – носков

майка – майки – маек

шапка – шапки – шапок

6. Приятные покупки»:

Мама с дочкой пришли в магазин и купили себе одинаковую одежду. Только маме – большую, а дочке – маленькую. Кто продаёт одежду? – продавец. А покупает? – покупатель.

Назови, что купили дочке. Взрослый называет слово, ребёнок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Маме купили платье, а дочке – платьице

Маме купили юбку, а дочке – ….

Маме купили свитер, а дочке – ….

Маме купили куртку, а дочке – ….

Маме купили блузку, а дочке – ….

Маме купили брюки, а дочке – ….

7. «Какой, какая, какое?»:

Как называется костюм, сшитый из шерсти? (Шерстяной).

Как называется платье, сшитое из шёлка? (Шёлковое)

Как называется юбка, сшитая из ситца? (Ситцевая)

Как называется футболка, сшитая из трикотажа? (Трикотажная)

Как называется рубашка изо льна? (Льняная)

Как называется пальто, сшитое из драпа? (Драповое)

Как называется юбка, сшитая из бархата? (Бархатная)

Как называется плащ, сшитый из кожи? (Кожаный)

Как называется шуба из меха? (Меховая)

8. «Мой, моя, моё, мои». К предметам нужно подобрать слова:

Мои – шорты, перчатки, варежки, носки, колготки.

Моя – кофта, футболка, майка, шапка.

Мой – свитер, шарф,

Моё – платье,

9. «Скажи наоборот» (подбор антонимов):

надевать – снимать

покупать – продавать

обувать – разувать

застегнуть – расстегнуть

одевать – раздевать

стирать – сушить

повесить – снять

гладить – мять

завязать – развязать

10. «Четвёртый – лишний» (назвать в цепочке лишнее слово и объяснить свой выбор):

Платье, кукла, шарф, шапка.

Шуба, пальто, санки, штаны

Валенки, лыжи, сапоги, ботинки

Куртка, майка, туфли, юбка.

Кроссовки, носки, чешки, босоножки.

Шляпа, шапка, кепка, шарф.

11. «Два – две»» (умение согласовывать числительные «два», «две» с существительными):

- О чём можно сказать – два? Два платья, два пальто, два плаща …

- О чём можно сказать – две? Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты …

12. «Посчитай от одного до пяти» (голосом выделяем окончания у существительных):

одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …, три …, четыре …, пять …;

один шарф, два …, три …, четыре …, пять ….

13. «Назови и покажи» (закрепляем названия частей одежды):

рубашка – рукав, карман, манжет, воротник, петли

14. «Сначала – потом» (закрепление знаний ребёнка о последовательности одевания одежды и обуви):

Сначала мы надеваем шубу, а потом – варежки.

Сначала мы надеваем колготки, а потом – …

Сначала мы надеваем носки, а потом – … и т.д.

15. «Подбери слова»:

Что вяжут? – Шапку, варежки, …

Что шьют? – Пальто, платье, …

Что надевают? – Пальто, свитер, …

Что обувают? – Сапоги, валенки, …

Что штопают? – Чулки, носки, …

Что завязывают? – Шнурки, платок, …

16. «Угадай по описанию»:

Высокие, чёрные, резиновые. Что это? (резиновые сапоги)

Красные, кожаные, со шнурками? (ботинки)

Синие, кожаные, с ремешком, застёжкой? (босоножки)

17. «Семейка слов»:

Обувь, обувка, обувной, обувщик, обувать.

18. Пересказ рассказа «Как солнышко ботинок нашло»

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.

Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.

После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок. Мама, бабушка и Коля были рады!

Вопросы:

- Где гулял мальчик Коля?

- Чего было много вокруг дома?

- Почему Коля стоял в одном ботинке?

- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?

- Как вы думаете, он нашёл его?

- Кому рассказал Коля о своей потере?

- Кто стал искать ботинок после Коли?

- А после бабушки?

- Где Коля мог потерять ботинок?

- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?

- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?

19. Составление рассказа-описания о предмете одежды и об обуви (опиши свою одежду, обувь, голов. убор)

- «Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками».

- «Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.10.2025

Дата обновления: 31.10.2025

Дата публикации: 31.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».