Гендерное воспитание. Консультация для родителей
01.11.2025
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе
воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и
культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а
существующие свойства и отношения называются гендерными.
Воспитание детей
с учетом гендерных особенностей - комплексная
психофизиологическая задача, включающая в себя биологические, психологические и
социальные аспекты. В связи с этим основные задачи, которые мы (родители вместе с педагогами)
должны решать - это:
- способствовать
благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и
девочек раннего и дошкольного возраста; формировать адекватную полу модель поведения; способствовать развитию гендерной принадлежности;
- развивать
привлекательности гендерной роли (я - девочка и мне это очень нравится, я
– мальчик и горжусь этим);
- способствовать
развитию гендерного равенства, а также овладению культурой взаимоотношений
девочек и мальчиков; формировать дружеские отношения между девочками и
мальчиками, понимание и уважение к различиям;
- формировать
положительное отношение к совместной деятельности девочек и мальчиков,
показать детям преимущества совместной деятельности;
- совершенствовать
развивающую предметно-пространственную среду – основы самостоятельной
деятельности детей с учетом их гендерных особенностей и интересов;
- повышать
педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам воспитания
девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей.
В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям
становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а
девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от
ситуации или личных желаний ребенка. Мы не говорим сейчас о медицинских
аспектах проблемы – о сложных «ошибках» природы.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование
гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую
очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и
привязанности матери к ребёнку, от роли и особенностей участия отца в
воспитании детей и семейной жизни, от стиля родительских отношений между собой,
а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. К 3–4 годам
ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он – мальчик или
девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова
«мальчик» и «девочка».
Несомненно, для развития личности ребенка
необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Помните, что ОТЕЦ- это опора и
защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность,
организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость, он
создает в личности ребенка базис будущих взаимоотношений с миром, социумом,
основу самооценки. МАТЬ – это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный
климат в семье. Мать закладывает в личность ребенка основу его эмоционального
благополучия, базового доверия (недоверия) к миру, душевное спокойствие и
равновесие, уверенность в своих силах, умение любить. На этом должно
базироваться гендерное воспитание.
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего происходит в
семье. Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой
роли. В соответствии общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит
быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявление
агрессивности и поощряем их активность, инициативность. От девочек ждем
душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых через
подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция
как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентацию в выборе игр,
интересов, мечтаний.
В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются
представителями того же пола, что и сам ребенок, Образцы мужского и женского
поведения входят в структуру самосознания ребенка, прежде всего через
непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. В многодетных
семьях дети выбирают для подражания также старших братьев или сестер (выбор
опять определяет в большой мере пол самого ребенка). В неполной семье
отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут развиться черты
покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы
проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна. Поэтому
одинокой маме нужно позаботиться о том, чтобы мальчик имел возможность общения
со взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями.![]()
В дошкольном возрасте происходит не только эмоциональная дифференциация
интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской
деятельности. Мальчики уже больше знают и умеют в сфере техники, а девочки – в
сфере домашнего быта. Конечно, это происходит лучше, если сами взрослые
помогают ребенку увидеть, что есть «мужчина», а что есть «женщина». Осознание
ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития
его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими
представителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола,
подчеркивание мужской или женской своей сущности. Это чувство в ребенке надо
непременно поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его
личности.
Существенная роль в процессе гендерной социализации детей возложена на
педагогов, т.к. дети, посещающие
дошкольные учреждения, как правило, больше времени проводят в общении с воспитателями, нежели со
своими родителями. Ребенок, общаясь с воспитателем, доверяет
ему, старается строить свое поведение, подражая ему, впитывает информацию,
которую предлагает воспитатель. Поэтому очень важны культура общения
и поведения самих воспитателей, их моральные и духовные ценности,
соответствующие компетенции.
Говоря ребенку «ты же мальчик» или «ты же
девочка», мы, безусловно имеем в виду его гендерную принадлежность со всеми
составляющими. Но ребенку это не очень понятно.
Например, мы говорим: «Ты же мальчик», а
он слышит: «Не смей хулиганить». Нужно обязательно эти выражения
сопровождать подробными разъяснениями. Например, «Ты – мальчик, а это значит,
что, когда ты вырастешь, станешь мужчиной. А кто такой мужчина, как ты
думаешь?» И по мере ответов ребенка (сильный, большой, умеет драться) вставляем
небольшую коррекцию, как: сильный – может помочь тому, кто слабее, большой – может,
например, нести тяжелые сумки из магазина или строить дом, умеет драться,
значит, сможет защитить тех, кого любит, от хулиганов. Вот тогда силовое
превосходство мужской половины начнет восприниматься детьми не только как
преимущество, но и как большая ответственность. Ответственность за свое
поведение, осознание последствий любого действия – это краеугольные камни
воспитания любого человека, как мальчиков, так и девочек.
Говоря девочке: «Ты же девочка», мы
невольно формируем опять-таки, искаженное, недосказанное восприятие данного
посыла, например, "не смей возражать". И снова необходимо
подробно разъяснить, что быть девочкой - это значит быть доброй к малышам,
уметь создать вокруг себя добрую атмосферу, уметь разрешить споры и конфликты
без драк, не злословить, а уметь простыми словами высказать свое мнение, не
обижая никого вокруг, стремиться к аккуратности, чистоте, красоте и пр.
Разумеется, педагогу нужно спрашивать каждый раз у ребенка, кем вырастет
девочка, - ну, конечно, женщиной. А какая она, женщина? Добрая, мягкая, теплая,
понимающая, терпеливая, мудрая (вспоминайте вместе о лучших качествах). Постепенно эти образы укрепятся в памяти детей, и это как раз то, что будет
формировать верные представления о гендерной принадлежности.
Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и
особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек,
руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.
При обучении и воспитании детей важно учитывать, что
девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового
восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них
предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном
восприятии.
Естественно, что для каждого
ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь
родителей, выражающаяся в доверии и заботе, что необходимо как мальчикам, так и
девочкам. Однако, следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются
в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.
Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, и если вы
проявляете о нем чрезмерную заботу, он может истолковать ваше поведение как
неверие в его силы, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это
понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.
А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет
чувствовать, что ее любят. Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь
о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы
ее не любите и отталкиваете от себя, что, разумеется, не очень хорошо для
эмоционального благополучия ребенка.
Таким образом, родителям следует понять, что мальчику
необходима некоторая свобода действий - так у него формируется
самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же
нуждается в заботе и внимании - так она будет ощущать себя любимой.
Исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек,
можно вывести некоторые рекомендации.
• У мальчиков необходимо развивать мелкую моторику. Для этого используйте
соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для
чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать
указания не менее, чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.
• Используйте в играх с девочками различные головоломки, развивая
логическое мышление.
• Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства, помогайте в назывании
чувств и принимайте их (например: «я понимаю, что ты злишься, или расстроен,
огорчен, что тебе не нравится») и только потом обсуждайте их с ними.
• Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь
переключать эти особенности на какую-то полезную, продуктивную, трудовую
деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые
задачи.
• Хвалите и девочек, и мальчиков чаще! А то мы замечаем и даем
обратную связь только тогда, когда они делают что-то не так (т.е. ругаем).
Хвалите за хорошо выполненные действия. Замените вредную, антипедагогическую
фразу «ты лучше всех!» на частную – почувствуйте разницу: «ты ДЛЯ МЕНЯ лучше
всех», «сегодня ты сделал лучше, чем вчера», «сейчас у тебя намного лучше
получилось». Как и по отношению к самому себе, так и по отношению к детям –
никогда не сравнивайте ни с кем другим! Только с собой «вчерашним», или только
действия: как получалось тогда и как получилось теперь. И что завтра будет
получаться еще лучше!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2025
Дата обновления: 29.10.2025
Дата публикации: 01.11.2025