Консультация. Развитие графо моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
10.10.2025
Консультация развитие графо
моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Что такое графомоторный
навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных
движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей
руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного
отношения к учебе, тревожного состояния ребѐнка в школе. Подготовка к письму
предполагает развитие у детей:
•
Мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребѐнка. Уровень развития мелкой
моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Обычно ребѐнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь.
• Ориентации в пространстве, в частности, на
листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху -
вниз, вперед - назад);
•
Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест; •
Изобразительных и графических умений. Какие же упражнения необходимы
дошкольнику для подготовки к письму?
•
Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет
декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.
•
Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками.
Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено
достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
•
Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется
под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать
готовые трафареты с изображением предметов Широко используются различные
графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров
по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и
т. д. Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения
уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения
процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы,
аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т.е. полная неспособность
овладеть процессом письма или потеря этого навыка. Дети, у которых нарушены
графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью.
Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной
деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и
пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых
навыков. Для развития мелкой
моторики полезны следующие специальные упражнения: – составление контуров
предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких
палочек; – составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета; –
вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой; –
нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на
нитку с иголкой; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки,
риса); – застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков; –
завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек; – доставание
бусинок ложкой из стакана; – складывание мелких предметов (например, пуговиц,
бусин) в узкий цилиндр; – наматывание нитки на катушку и сматывание ее в
клубок; – продевание нитки в иголку; –пришивание пуговиц и сшивание материалов
различными видами швов; – стирание ластиком нарисованных предметов; – капание
из пипетки в узкое горлышко бутылочки; – надевание и снимание колечка (массаж
пальцев); – втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок; –комканье платка
(носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя
пальцы только этой руки); и т.д.
Правила
работы с рабочими тетрадями дома.
1.Постоянно
контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен горбиться, наваливаться грудью на
стол, подкладывать под себя ногу и др.
2.Мебель
должна соответствовать росту ребенка, свет падать слева.
3.Следить
за тем, как ребенок держит ручку или карандаш.
4.Кисть
и локоть не должны зависать над столом.
5
Ребенок должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.
6
Время работы не должно превышать 7 – 10 минут.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.10.2025
Дата обновления: 10.10.2025
Дата публикации: 10.10.2025