Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
30.09.2025
Актуальность
проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных
методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Идея
использования игры в шахматы в формировании развития
интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и,
так или иначе, реализуется во многих странах.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и
поэтому
самый ответственный. В это время закладываются основы всех
психических
свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника
– важнейшая составная часть общего развития,
подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить
понятие интеллектуальное развитие детей.
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
дифференцированное
восприятие; аналитическое мышление (способность
постижения
основных признаков и связей между явлениями, способность
воспроизвести
образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание; интерес к знаниям,
процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух
разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и
зрительно-двигательных координации.
Интеллектуальное развитие определяется не только степенью
возрастного
созревания
структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения
и воспитания. Поскольку обучение является источником и движущей силой
умственного развития и существует жизненно
важная
способность,
не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то
следует найти подходящее дидактическое средство
для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель.
Использование шахмат как средства обучения
позволит наиболее полно использовать развивающий
потенциал, заложенный в этой игре.
Отечественными
и зарубежными учеными не раз подчеркивались их
достоинства
как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования
творческих качеств личности учащегося (Б. С. Гершунский); развития планирующей функции
мышления, тренинга гибкости мышления (Д. Б. Богоявленская);
повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в
овладении учебными предметами (Н. Ф. Талызина, развития
интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного
воспитания умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский);
формирования образного мышления (Л. А. Венгер). А Ш.
А. Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы
- это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать
в школе как обязательный образовательный курс.
Определений,
что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь
некоторые из
них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума»,
Г. Клаус: «Шахматы
- превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная
игра – не просто праздное развлечение.
С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,
полезных в человеческой жизни».
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать,
запоминать,
сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,
ориентироваться
на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает
изобретательность
и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность,
выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок,
обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно
думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит
радоваться
красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время
физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу
стать спокойнее,
уравновешеннее,
учит непоседу длительно сосредотачиваться на
одном виде деятельности.
За последние
десятилетия шахматная игра значительно
помолодела, что
подтверждается
удивительно молодым возрастом ведущих россмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г.
Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой
древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.
Из
вышесказанного следует, что шахматы
могут служить хорошим тренажером развития
логического мышления и повышения интеллектуальной
работоспособности детей дошкольного
возраста.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.09.2025
Дата обновления: 30.09.2025
Дата публикации: 30.09.2025