Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

30.09.2025


Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и

поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех

психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность

постижения основных признаков и связей между явлениями, способность

воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного

созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и движущей силой умственного развития и существует жизненно важная

способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы - не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их

достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б. С. Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д. Б. Богоявленская); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н. Ф. Талызина, развития интеллектуальных способностей (Н. Г. Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В. А. Сухомлинский); формирования образного мышления (Л. А. Венгер). А Ш. А. Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь

некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума»,

Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».Хочу такой сайт

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1.     Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,

сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,

ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает

изобретательность и логическое мышление.

2.     Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3.     Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит

радоваться красивым комбинациям.

4.     Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5.     Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,

уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что

подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих россмейстеров мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю. Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим тренажером развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.09.2025

Дата обновления: 30.09.2025

Дата публикации: 30.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».