Лексическая тема «Безопасность (ОБЖ)». Рекомендации по изучению в старшей группе
15.09.2025
Уважаемые родители! Предлагаю
вам для домашних занятий с ребенком игры, упражнения и задания на лексическом
материале темы «Безопасность (ОБЖ)» с целью:
- учить согласовывать
имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;
- упражнять детей в подборе
имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде,
числе, падеже;
- развивать умение согласовывать
имена числительные с именами существительными;
-
способствовать развитию связной речи, речевого
слуха, памяти и мышления;
- расширять, активизировать словарь по теме,
развивать грамматически правильную речь.

Родителям рекомендуется:
-
продолжать формирование представлений детей о безопасности жизнедеятельности на
основе знаний, полученных ими в детском саду;
- закреплять
правила противопожарной безопасности, знания номеров телефонов вызова
помощи в экстренных ситуациях;
- развивать
умение анализировать причины возникновения пожаров;
- учить детей
вести себя правильно, когда они остаются одни дома;
- дать понятие
детям о том, какую опасность представляют собой открытые окна;
-
систематизировать знания детей о дорожных знаках и правилах перехода
через улицу.

Предварительная работа - чтение
художественной литературы:
- З.
Шефнер «Лесной пожар».
- Рассказы
– «Бумажный самолетик», «Данилка и пилка».
- С.
Маршак «Пожар. Рассказ о неизвестном герое»;
- Рассказ Н.
Калинина «Как ребята переходили через улицу».
- Сборник
чистоговорок и скороговорок о ПДД.
- Н. Носов
«Автомобиль».
- Г. Юрмин
«Любопытный мышонок».
- Б. Житков
«Светофор».

1. Выучите с ребёнком
стихотворение и разделите на слоги слова пе-ше-ход и пе-ре-ход.
Переход.
Что за белые полоски
На углу у перекрёстка?
Знает каждый пешеход:
Это «зебра» — переход.
2. Упражнение «Подбери слово»
- подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола «ехать».
Машина из гаража ... (выехала); Машина к дому ... ; Машина от
дома ...; Машина до дома ... ; Машина с
моста ...; Машина в ворота ...

3. Игра «Доскажи словечко»
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Разрушительный …(пожар)
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в … (квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил… (утюг) -
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками … (играл).
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над … (газом).
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дому жег… (траву)
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые … (предметы).
Дым увидел - не зевай
И пожарных … (вызывай).

4. Игра с мячом «Горит – не горит» - Взрослый
называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч ребенку. В том
случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно
горючее – отбить.
(Примеры негорючих предметов и веществ:
металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)
5.
Игра «Посчитай: один – два - пять»
один
пешеход - два пешехода, пять пешеходов;
один
перекрѐсток - ...
один
велосипед - ...
один
светофор - ...

6.
Упражнение «Закончи предложение»
Переходя
улицу нужно сначала посмотреть ... (налево), затем ... (направо). Пешеходный
переход может быть ... (регулируемым и нерегулируемым, наземным и подземным.
Улицу можно переходить только на ... (зелѐный сигнал светофора). Тротуар - это
дорога для ... (пешеходов). Проезжая часть - это дорога для ... (транспорта).

7. Дидактическая игра «Можно или нельзя»
1. Можно открывать дверь незнакомому
человеку? нельзя
2. А если он скажет, что котёнка принес?
Или конфеты? нельзя
3. Если скажет что пришёл полицейский
или врач? нельзя
4. Можно играть
кубиками?
можно
5. Можно играть с
ножницами?
нельзя
6. Можно ли играть с
иголками?
нельзя
7. Можно брать иголки в
рот?
нельзя
8. Можно убирать игрушки на
место?
можно
9. Можно ли кушать таблетки, когда
здоров?
нельзя
10. Играть с таблетками или угощать
друзей?
нельзя
11. Можно играть в
игрушки?
можно
12. Можно включать утюг без
спросу?
нельзя
13. Газовую плиту можно
включать?
нельзя
14. Можно играть со
спичками?
нельзя
15. Можно помогать
маме? можно
16. Можно залезать на
подоконник? нельзя
17. Можно облокачиваться на
стекло? нельзя
18. Высовываться в открытые
окна?
нельзя

8. Загадки
Жар – птица летает,
Золотые
перья роняет. (огонь)
Он поглощает всё вокруг,
Когда
бушует, озверев.
А
дома он - хороший друг,
Даёт
и свет, и обогрев. (огонь)
Это тесный-тесный дом:
Сто
сестричек жмутся в нем.
И
любая из сестер
Может
вспыхнуть, как костер!
Не
шути с сестричками,
Тоненькими
... (спичками).
Пешеходам объясняет,
Как дорогу перейти.
Он сигналы зажигает,
Помогая нам в пути (светофор).
Полосатые
лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились,
Если здесь проходим мы (пешеходный переход).
Выходя на
улицу
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное - … (внимание).

9. Веселые вопросы - уточнять представления ребенка
о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления,
внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Вопросы:
-
Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
-
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
-
Кто ходит по тротуару? (пешеход)
-
Кто управляет автомобилем? (Водитель)
-
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
-
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
-
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
-
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения?
(Авария или ДТП)
-
Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
-
Сколько сигналов у светофора? (Три)
-
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
-
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая
помощь», пожарная и полицейская машины)
-
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской
площадке).
игра «Ответь правильно» (дети становятся
по кругу, воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч,
тот отвечает.)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- Кто управляет транспортным средством.
(Водитель)
- Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то
ты (пассажир)
- А машины летают? (нет)
- Кто должен первый выйти из автобуса –
взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит
взрослый, затем ребенок.)
- Как надо правильно обходить автобус,
спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)
- Можно играть детям около дороги?

10. Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много»
Дорожных
правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз
- Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два
- сигналы светофора,
Три
– смотри дорожный знак,
А
четыре – «переход».
Правила
все надо знать (хлопки руками)
И
всегда их выполнять (показывают «класс!» большим пальцем).

11. Физкультминутка «Постовой»
Постовой
стоит упрямый (шагаем на месте).
Людям машет: «Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в
стороны, вниз).
Здесь машины едут прямо (руки перед собой).
Пешеход, ты погоди!» (руки в стороны).
Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс).
Приглашает нас идти (шагаем на месте).
«Вы машины, не спешите (хлопки руками).
Пешеходов пропустите!» (прыжки на месте).




12. Предложите ребенку раскраски по теме. Обсудите изображение, попросите составить
рассказ, побуждайте использовать развернутые предложения, эпитеты.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.09.2025
Дата обновления: 14.09.2025
Дата публикации: 15.09.2025