Возрастные особенности детей 5-6 лет. Консультация для родителей

09.09.2025

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские особенности внешности, специфика поведения, качества, особенности проявления чувств, эмоций, профессии и пр.0. При обрсновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, доброта, ласковость, а девочки – на такие, как сила, сообразительность, способность заступиться за другого.

   По сравнению с ранним возрастом в 5-6 лет повышаются возможности безопасности жизнедеятельности, что связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способен встать на позицию другого человека).

   Игровая деятельность. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют участникам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила, а также демонстрируют попытки совместного решения проблем. Вместе с тем согласованность действий и распределение ролей и обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

   Общая моторика. Более совершенной становится крупная моторик: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает попеременно на одной и другой ноге, а также через веревочку, катается на двухколесном велосипеде, самокате, скейте, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка ребенка, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики выражены в проявлении более высокой степени самостоятельности при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются.

Психическое развитие. К 5-6 годам дети уже обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках, может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга, сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства сделать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры, выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, месяцах и днях недели.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным – они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым, удерживать инструкцию (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определенным образом).

Объем памяти изменяется не существенно, но улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства – в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся все более планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решать без практических проб, ребенок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Речевое развитие. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослого, ребенок может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, многозначные слова, активно пополняется словарь детей – словарный запас достигает 3-3,5 тысяч слов. Развитию лексического багажа способствуют регулярные занятия с ребенком, чтение, общение с использованием грамотной речи. Если родители будут стараться расширить кругозор ребенка, рассказывая ему о новых и незнакомых вещах и предметах, это позволит не только пополнить детский багаж знаний, но и в достаточной степени развить речь, мышление и логику.Хочу такой сайт

Социально-эмоциональное развитие. Ребенок 5-6 лет начинает познавать себя и другого человека, постепенно распознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Начинают употреблять более точный словарь для обозначения чувств, состояний, моральных понятий – вежливый, честный, заботливый, справедливый и пр.

В этом возрасте в поведении детей формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.  Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу: убирать игрушки, наводить порядок в комнате и пр.Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим формирующимся морально-нравственным представлениям.

В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Они охотно рассказывают, что с ними произошло, где были, что видели и пр. Дети научаются внимательно слушать друг друга и взрослых, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Музыкально-художественная и продуктивная деятельность. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность, улавливают атмосферу и эмоциональное наполнение; научаются в движении под музыку передавать настроение.

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дети могут проводить узкие и широкие линии краской, рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры, что, в свою очередь, развивает мелкую мускулатуру руки.

Трудовая деятельность. В этом возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок начинает четко различать действительность и вымышленное.

Рассказывая о том, что может (должен) уметь и знать ребенок в 5-6 лет, рекомендую вам не забывать, что приведенные сведения являются результатом наблюдений педагогов и психологов за большим количеством детей. Незначительное отставание (равно как и опережение) ребенка в сфере тех или иных знаний или умений не является отклонением от нормы. Нужно обсудить это с педагогом, наметить, так называемую, зону ближайшего развития, если необходимо, поработать со специалистами. Весь процесс устранения тех или иных особенностей развития ребенка должен происходить в игровой форме, без напряжения и стресса.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.09.2025

Дата обновления: 09.09.2025

Дата публикации: 09.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».