Возрастные особенности детей 5-6 лет. Консультация для родителей
09.09.2025
В 5-6 лет у ребенка формируется система
первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские
особенности внешности, специфика поведения, качества, особенности проявления
чувств, эмоций, профессии и пр.0. При обрсновании выбора сверстников
противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как
красота, нежность, доброта, ласковость, а девочки – на такие, как сила, сообразительность,
способность заступиться за другого.
По сравнению с ранним возрастом в 5-6 лет повышаются возможности
безопасности жизнедеятельности, что связано с ростом осознанности и
произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок
становится способен встать на позицию другого человека).
Игровая деятельность. В
игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное
обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга –
указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. В случаях возникновения
конфликтов во время игры дети объясняют участникам свои действия или критикуют
их действия, ссылаясь на правила, а также демонстрируют попытки совместного
решения проблем. Вместе с тем согласованность действий и распределение ролей и
обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Общая моторика. Более
совершенной становится крупная моторик: ребенок хорошо бегает на носках,
прыгает попеременно на одной и другой ноге, а также через веревочку, катается
на двухколесном велосипеде, самокате, скейте, на коньках. Появляются сложные
движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через
небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз
подряд. Активно формируется осанка ребенка, правильная манера держаться. Развиваются
выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими
упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших
усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой
моторики выражены в проявлении более высокой степени самостоятельности при
самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда
одеваются и обуваются.
Психическое
развитие. К 5-6 годам дети уже обладают
довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают
благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления
об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные
цвета и имеет представления об оттенках, может рассказать, чем отличаются
геометрические фигуры друг от друга, сопоставить между собой по величине
большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства сделать равенство; раскладывает 10
предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в
клетку геометрические фигуры, выделяет в предметах детали, похожие на эти
фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно:
не точная ориентация во временах года, месяцах и днях недели.
Внимание детей становится более
устойчивым и произвольным – они могут заниматься не очень привлекательным, но
нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста
уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым, удерживать
инструкцию (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, найти на
картинке изображения предметов и заштриховать их определенным образом).
Объем памяти изменяется не существенно,
но улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут
использовать несложные приемы и средства – в качестве подсказки могут выступать
схемы, карточки или рисунки.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные
задачи. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда
сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы
становятся все более планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно
решать без практических проб, ребенок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция
мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие
и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Речевое
развитие. Для детей этого возраста
становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью
взрослого, ребенок может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок
шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности:
может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать
громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Дети начинают употреблять обобщающие
слова, синонимы, антонимы, многозначные слова, активно пополняется словарь
детей – словарный запас достигает 3-3,5 тысяч слов. Развитию лексического
багажа способствуют регулярные занятия с ребенком, чтение, общение с
использованием грамотной речи. Если родители будут стараться расширить кругозор
ребенка, рассказывая ему о новых и незнакомых вещах и предметах, это позволит
не только пополнить детский багаж знаний, но и в достаточной степени развить
речь, мышление и логику.
Социально-эмоциональное
развитие. Ребенок 5-6 лет начинает
познавать себя и другого человека, постепенно распознавать связи и зависимости
в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Начинают употреблять более
точный словарь для обозначения чувств, состояний, моральных понятий – вежливый,
честный, заботливый, справедливый и пр.
В этом возрасте в поведении детей
формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те
требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более
интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу: убирать игрушки,
наводить порядок в комнате и пр.Это становится возможным благодаря осознанию
детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок
эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение
им самим норм и правил, соответствие его поведения своим формирующимся
морально-нравственным представлениям.
В возрасте 5-6 лет происходят изменения
в представлениях ребенка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них
существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с
ровесниками. Они охотно рассказывают, что с ними произошло, где были, что
видели и пр. Дети научаются внимательно слушать друг друга и взрослых,
эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Музыкально-художественная
и продуктивная деятельность. В
процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются
на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения,
различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. При
слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность,
улавливают атмосферу и эмоциональное наполнение; научаются в движении под
музыку передавать настроение.
В изобразительной деятельности дети
также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на
совершенствование техники изображения: дети могут проводить узкие и широкие
линии краской, рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки,
смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков,
разбеливать основной тон, накладывать одну краску на другую. Дети с
удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры, что, в свою
очередь, развивает мелкую мускулатуру руки.
Трудовая
деятельность. В этом возрасте активно
развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные
ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как
возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы
воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок
начинает четко различать действительность и вымышленное.
Рассказывая о том, что может (должен)
уметь и знать ребенок в 5-6 лет, рекомендую вам не забывать, что приведенные
сведения являются результатом наблюдений педагогов и психологов за большим
количеством детей. Незначительное отставание
(равно как и опережение) ребенка в сфере тех или иных знаний или умений не является
отклонением от нормы. Нужно обсудить это с педагогом, наметить, так называемую,
зону ближайшего развития, если необходимо, поработать со специалистами. Весь
процесс устранения тех или иных особенностей развития ребенка должен происходить
в игровой форме, без напряжения и стресса.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.09.2025
Дата обновления: 09.09.2025
Дата публикации: 09.09.2025