Лексическая тема «Диагностика / Мой город Керчь». Рекомендации по изучению в старшей группе
08.09.2025
Уважаемые родители! Предлагаю
вам задания, упражнения и игры для домашних занятий на лексическом
материале темы «Мой город Керчь»
с целью:
- учить согласовывать имена существительные с глаголами
единственного и множественного числа;
- упражнять детей в подборе имен существительных к именам
прилагательным и учить их согласованию в роде, числе, падеже;
- развивать умение согласовывать имена числительные с именами
существительными;
- способствовать развитию
связной речи, речевого слуха,
памяти и мышления;
- расширять, активизировать словарь по теме, формировать
грамматически правильную речь.
Словарная работа:
Россия, Крым, малая Родина, город-герой Керчь, Боспор,
Пантикапей, грифон, Аджимушкай, район Аршинцево.
Предварительная работа
1. Ознакомьтесь предварительно
сами с историей г. Керчь, чтобы суметь в доступной форме рассказать ребенку о
главных вехах многовековой истории Керченского полуострова, г. Керчь. Предлагаю
вам сайты с изложением краткой истории г. Керчи. Расскажите ребенку об истории
г. Керчь.
https://4kerch.ru/history/primal/istoriya-goroda-kerch.html
https://vk.com/wall-29653869_2204424

2. Посетите с ребенком исторические места, гору Митридат, расскажите об этих достопримечательностях.
Посетите мероприятия, посвященные Дню города-героя Керчь –
каждый год вторая суббота сентября.

3. Игра «Где живет»
Когда говорят «москвич», значит, что
человек живет в Москве. Когда говорят:
- керчанин - …
- севастополец - ...
- алуштинец - …
- ялтинец - …
- симферополец - …
4. Игра «Скажи ласково»
Дом - домик, домишко; стена - стенка, стеночка
Продолжите со словами: гора, улица, сад, река,
лавка, остановка, забор, башня, дерево, куст, цветок …
5. Игра «Ответь по образцу»
Дом из кирпича – кирпичный
Стена из камня –
Дом их бетона –
Ворота из
дерева –
Колонна из мрамора –
Флакон из стекла -
Амфора из глины -
6. Игра «Скажи наоборот»
В большом городе транспорта много, а в маленьком
городе …
Эта улица узкая, а эта ... (широкая).
Эта дорога длинная, а эта ... (короткая).
Эта школа близкая, а эта ... (далекая).
Эта тропинка прямая, а эта ... (кривая).
Это дерево молодое, а это ... (старенькое).
Этот путь далекий, а этот ... (близкий).
Этот дом высокий, а этот ... (низкий).

7. Игра «Назови – чего много в городе» -
образование родительного падежа множественного числа существительных и связанных
с ними прилагательных: жилой дом - много жилых домов, детский сад - детских
садов и т.д.
Вариант А. Продолжите со
словами: высотное здание, новая школа, овощной рынок, маленькая аптека, широкий
проспект, узкий переулок, шумная улица, тенистая аллея, зеленый бульвар,
городская площадь, оживленный перекресток.
Вариант Б. Город –
городов; деревня - …; дорога -
…; река - …;
мост - …;
люди - …; дети – …
8. Игра «Где можно?» -
закрепление категории предложного падежа существительных. Например: Купить
необходимые товары можно в магазине. Продолжите со словосочетаниями:
Сделать прививку -
…; отправить посылку - …; временно жить гостям города -
…; подстричься - …
9. Игра «Что у вас, а что у нас?»
- усвоение сравнительной степени прилагательных. Например:
В вашем городе деревья высокие
(зеленые, старые, большие), а в нашем городе еще выше (еще зеленее, еще старше,
еще больше).
В вашем городе улицы длинные
(шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), а в нашем …;
В вашем городе дома большие
(прекрасные, прочные, высокие), а в нашем -…;
В
вашем городе люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые), а
в нашем -…

Повторите
(выучите) с ребенком домашний адрес: город, улица, дом, квартира. Научите, что
нельзя говорить свой адрес незнакомым взрослым людям, можно только в
присутствии родителей педагогу, врачу, милиционеру, если потерялся.
Повторите с
ребенком близкие к месту жительства или наиболее известные в городе улицы,
площади, парки развлечений и пр.

11. Выучите с ребенком стихотворение «Мой город Керчь»
И в сердце мне навек дано сберечь,
Что я родился в городе-герое,
Который носит имя город Керчь!
12. Загадки
Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять.
(Аптека)
Электрички, поезда
Прибывают все
сюда.
Здесь билеты продают,
Провожают здесь и ждут.
(Вокзал)
Но зато в нём много
школьников.
Учатся читать, писать,
Задачи сложные решать.
(Школа)
Дети нашего двора
Он уютный и большой,
Он всем детям как родной.
Там они гуляют, спят.
На занятиях сидят,
Сказки слушают, танцуют.
Учатся считать, рисуют.
(Детский сад)
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят (Улица)
13. Проверочные вопросы
В какой стране мы живем?
Как называют людей,
живущих в Крыму? В Керчи?
В каком городе мы живем?
Какой город является
столицей Крыма?
Почему наш город называют
городом двух морей?
Как называются моря?
Почему Керчь называют город-герой?
Что ты делаешь для того, чтобы
твой город оставался всегда чистым и красивым?
Что тебе больше всего нравится
в твоем городе, в Крыму?
Где ты любишь гулять в своем
городе?
Назови свой адрес.

14. Игра «Закончи
предложение» «Я люблю мой город Керчь, потому что…»
15. Задание «Мой город Керчь»
16. Предложите
ребенку раскраски по теме и попросите рассказать, что нарисовано, что ему
особенно понравилось и почему.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.09.2025
Дата обновления: 08.09.2025
Дата публикации: 08.09.2025