Лексическая тема «Диагностика. Прощание с летом». Рекомендации по изучению в старшей группе.

02.09.2025

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию материал, с помощью которого вы сможете закрепить представления детей о лете, активизировать способности описывать впечатления. Целью наших общих усилий является: совершенствование грамматического строя речи,  развитие связной речи, речевого слуха, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений.

Задачи:

 - учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде, числе, падеже;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- расширять, активизировать словарь по теме;

- способствовать развитию речи, памяти и мышления ребенка.

 

Рекомендации для родителей. Следите, чтобы ребёнок отвечал на вопросы полным предложением, не односложно. Дайте ребёнку возможность подумать, не спешите ответить за него. Если ребёнок дал неправильный ответ, предложите ему подумать ещё. Не забудьте похвалить ребёнка, когда он закончит задание.

   Варианты заданий, в которых требуется что-то раскрасить или написать, прилагаются отдельными файлами (для возможности распечатать образцы). 

 1688440969_kartin-papik-pro-p-kartinki-primeti-leta-dlya-detskogo-sada-10.jpg

Словарная работа

Существительные:

лето,   июнь,   июль,   август,  сентябрь,осень, солнце,   жара,   роса, бадминтон, велосипед,   колокольчик,   ромашка,василёк,  одуванчик,  незабудка,  панама,  шорты,  футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат, радуга, гром, гроза.

Глаголы:

плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,   цвести,   собирать,   поливать, ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий,   солнечный,   жаркий,   ласковое,   безоблачное, тёплое,летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия:

жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.

 

1. Поинтересуйтесь, понимает ли ребенок значение "летних слов":

теплое, яркое, жаркое (солнце); густая, высокая (трава);

спелые, сочные, ароматные (ягоды); прозрачный, чистый

(воздух);  купаться, загорать, рыбачить (ловить рыбу), нырять;

загар, жара, зной, ливень, лес, поле, луг, речка, озеро; цветы,

ягоды, грибы.

1688440967_kartin-papik-pro-p-kartinki-primeti-leta-dlya-detskogo-sada-2.jpg

2. Игра «Слова - родственники»

Цельразвивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)

Лето – летний, летняя, по-летнему

ветер – ветерок, ветрище, ветреный

гроза – грозовой, грозовая

дождь – дождливый, дождевик, дождливая, дождище

река – речной, речка, речушка, речная

солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.

3. Игра «Один – много»

Ягода – ягоды, гриб - …, дождь - … , лес - …, луг - … , цветок - …, речка - …, корабль - …, зонт - …,  облако - …

4. Игра «Слова - родственники»

Цельразвивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)

Лето – летний, летняя, по-летнему

ветер – ветерок, ветрище, ветреный

гроза – грозовой, грозовая

дождь – дождливый, дождевик, дождливая, дождище

река – речной, речка, речушка, речная

солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.

5. Игра «Слова - неприятели»

Цель: обогащать словарь антонимов по теме.

Гром – тишина

погожий – ненастный

жаркий – холодный

облачный – безоблачный

прохладный – знойный

дождливый – солнечный

ветреный – тихий

летний – зимний

ясный – пасмурный

засушливое – дождливое

6. Упражнение  «Когда это бывает?» 

Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью: яркое солнце, горячий песок — летом и т.д.  Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной...; осенью...

8p-BOJr45V8.jpg
7. Игра «Посчитай – один, два, много»

Цель: образование единственного и множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Например:

Один цветок – два цветка – много цветов.

Одно облако - …; - …

дождинка - …; - …

костёр - …;  - …

палатка - …;  - …

молния - …;  - …

панамка - …;  - …

зонт - …;  - …

капля - …;  - …

аромат - …;  - …

удочка - …;  - …

поход – …;  - …Хочу такой сайт

купальник - …;  - …

сарафан - …;  - …

8. Игра «Подбери пару»

Цель: согласование существительных с прилагательными и причастиями

Ход:

Моросящий - … дождь

скошенный - … луг

загоревшая - … девочка

цветущая - … поляна

благоухающие - … цветы

отдохнувшие - … дети

обжигающее - … солнце

плывущие - … облака

купающиеся - … люди

9. Игра «Я – он – она – вы – мы - ты»

Цель: спряжение глаголов.

Я - загораю, купаюсь, плыву (еду, отдыхаю, радуюсь)

Ты - … ; мы - …; вы - …; он - …; она - …; они - …

10. Упражнение «Какие вещи нужны летом?»

Детям предлагается рассмотреть картинку и назвать, какие из
нарисованных предметов нужны летом. Предметы, не нужные летом, предлагается зачеркнуть.

1688426114_kartin-papik-pro-p-kartinki-predmetnie-na-temu-leto-13.jpg

11. Скороговорка

Цель:  развивать   общие   речевые   навыки,   работать   над четкостью дикции и произношением.

 Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

12. Упражнение «Стань художником». Предложите ребенку отгадать загадки, выучить 2 по выбору, нарисовать отгадки цветными карандашами.

Ветер, сильный и могучий,

Вдруг нагонит в небе… (Тучи)

Побежали по дорожке серебристых нитей ножки.     (Дождик)

Она под осень умирает и вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет она все лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда.   (Трава)

Поднялися ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой».   (Радуга)

Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит: сядет и укусит.   (Комар)

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоет его смычок,

Музыканта звать... (сверчок).

На ромашку у ворот опустился вертолет –

Золотистые глаза, кто же это?    (Стрекоза)

13. Пальчиковая гимнастика  «Лето»

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!)

14. Задание «Составь рассказ»

Какое время года изображено на картинке? Назови признаки лета. Составь по картине короткий рассказ.

7db277e59757e3e6336d5863c5f109a4.jpg

15. Проверочные вопросы.  Уточните последовательность смены времён года.  Попросите назвать предшествующее лету и последующее за летом время года. Повторите и закрепите названия летних месяцев. Попросите вспомнить и рассказать, чем ребенок занимался прошедшим летом. Уточните, знает ли ребенок, какое время года сейчас наступило?

16. Предложите ребенку раскраски по теме. Побеседуйте о содержании картинок, побуждая ребенка говорить развернутыми предложениями с использованием эпитетов и сложноподчиненных конструкций.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.09.2025

Дата обновления: 02.09.2025

Дата публикации: 02.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».