Консультация для родителей "Значение пения и охрана голоса ребёнка".

17.06.2025

Консультация 

«Значение пения и охрана голоса ребенка»


Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей

дошкольного возраста. Каждый человек при рождении получает уникальный

дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна

функция, а несколько.

Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая

дарована каждому ребёнку.

Во-вторых, голос – это инструмент общения, можно сказать, что голос – это

«озвученная душа».

И, наконец, голос может стать музыкальным инструментом.

Пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит

оно от нескольких факторов.

Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей,

доставшихся ребёнку от родителей (у большинства детей наследственные

способности очень скромны или их нет).

Во-вторых, это окружающая музыкально-певческая среда. Музыкальное

окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поёт, является особенно

благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления

музыкальной памяти.

Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский

голос? Как помочь ребёнку «поймать» ощущение чистого пения

(координации между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать

малышей исконно человеческим, «природным» видом эстетической

деятельности – пением?

Именно этими проблемами мы занимаемся в детском саду, ненавязчиво,

игровыми методами учим детей владеть своим голосом. Сам процесс

формирования и развития певческого голоса оказывает на детей

всестороннее воздействие:

способствует развитию музыкальных способностей: мелодического

метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти, и др.

активизирует работу левого (логического) и правого (образного)

полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности,

улучшения настроения, активизации внимания;

развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в

детском возрасте;

естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;

расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие

возможности;

создаёт самые благоприятные условия для формирования

общей музыкальной культуры.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем,

что он очень хрупкий и нежный. Голосовые связки тонкие и короткие.

Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Певческий аппарат

ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только

начинает складываться и поэтому задача охраны детского певческого голоса

является главной. Дети должны петь естественным звуком, без крика иХочу такой сайт

напряжения. Крик, шум портят голос, притупляет слух.

Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном

случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении

гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт

голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут

возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и

колебания только их краёв, характеризуется лёгкостью, недостаточной

звонкостью и поэтому требует к себе бережного отношения.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать

его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая

требует наличия определённых певческих навыков, громкого,

форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое

пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без

напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать

им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить

голосу:

пойте негромко;

пойте не очень быстро и не слишком медленно;

пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например,

колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни — оживлённо;

пойте чаще;

разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение

с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему

нравится.

Занятия пением нужно проводить в проветренных, не душных

помещениях. Нежелательно петь в раннее время, когда голос, как говорят,

«еще спит» или поздно вечером, когда наступает время детского

биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским

голосом, что препятствует его естественному звучанию, может навредить

здоровью ребенка.

Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль.

Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение,

злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение

завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется

употреблять в пищу ничего, чтобы раздражало горло: острое, соленое,

горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно

действует на голос переутомление.

Занятия пением, если они строятся грамотно, способствуют физическому

развитию детей, укреплению их здоровья.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.06.2025

Дата обновления: 17.06.2025

Дата публикации: 17.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».