Диагностика. Анализ готовности ребенка подготовительной группы к обучению в школе.
26.05.2025
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не
только последний перед школой год. Готовность ребенка определяется его
физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и
личностным развитием.
Физическая готовность. На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это
необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и
напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически,
находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он
выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не
выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна
физическая подготовленность.
Мотивационная
готовность к школе. У
ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно
подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на
учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции
дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает
понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к
обучению ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая
готовность. Когда ребенок
не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится
преодолевать трудности в учебе, в учении, у него повышается самооценка. Он
приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже
не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а
не выполнять задание вместо ребенка. Любое давление со стороны родителей может
вызвать у ребенка нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и
позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты
все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь,
моторика, физическое здоровье - успешен в школе.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок
способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев
препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится
не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия.
Также
важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной
деятельности. Она заключается в формировании у детей отсутствия страха перед
трудностями или неудачей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их
самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку
управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии
между взрослым и ребенком дружеских и партнерских взаимоотношений.
Интеллектуальная
готовность к школе. Это
способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с
первой минуты включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел
удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать
ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую
развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую
познавательную базу. Важно, чтобы ребенок к первому классу был умственно
развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе.
Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации,
и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается,
а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой
зависимости.
Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы,
анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет
способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между
формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой
способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально
обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая
любознательность. Это возраст "почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у
детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в
число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на
вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная
радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его
интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители
часто отмахиваются от надоевших вопросов — это и является основой
интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и "пичкание” ребенка
готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов,
заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком
приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки.
Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные
сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города,
где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей,
где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери).
Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках.
Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев,
цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны
ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и
причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто
эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то
сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую
картину. Поэтому целесообразно обсудить с ребенком просмотренный фильм, задать
несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял
определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто
дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой
подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание
происходящего, нужно объяснить ситуацию, ориентируясь на уровень развития
сознания ребенка. Примером может служить вопрос: "Кто всех сильнее в
сказке "Репка”?”. На него часто дети отвечают: "Мышка”. И только
после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он
может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают
интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч,
воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия
устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в
группу предметы (кровать, стол, стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте
задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить,
предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно.
Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл
прочитанного или просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы
только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном
направлении, так как он будет не совсем ориентироваться в других областях
знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из
сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный
ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной
программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой
"специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая
возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Социальный интеллект (социальная зрелость) – умение ребенка строить
отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен
понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже
сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя
помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать,
оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку
нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку
должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение
психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет
пережить самый стрессовый класс. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации,
не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать
совместно с другими, уступать, подчиняться или лидировать по необходимости —
качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной
среде.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой
ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся
неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а
остальные задания он выполняет небрежно, наспех.
Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это
недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания
школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок ("Ты двух слов
связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, "Вот пойдешь в школу, там
тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе,
положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители
должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со
сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя
уверенно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.05.2025
Дата обновления: 26.05.2025
Дата публикации: 26.05.2025