Как помочь ребенку пережить адаптационный период в детском саду? Адаптация детей к условиям пребывания в детском саду.
18.12.2024
Впервые попав в детский сад, малыш оказывается в ситуации неопределенности: непонятно, чего ожидать от нового места, так много незнакомых людей, когда мама придет и заберут ли его домой. У ребенка повышается тревожность, которая тормозит его игровую и познавательную деятельность, осложняет общение с окружающими.
В разной степени все дети сталкиваются с трудностями адаптации к детскому саду. Как будет протекать этот процесс, во многом зависит от взрослых. Задача родителей – быть готовыми «отпустить» ребенка и помогать ему в первые недели привыкания к новому месту.
Как облегчить процесс привыкания ребенка к детскому саду:
• Совершайте ознакомительные прогулки в детский сад. Полезно сделать это в тот момент, когда за детьми приходят родители. Малыш сможет увидеть, что в детский сад ходят не «навсегда». Такое наглядное понимание поможет ему меньше тревожиться.
• Начиная подготовку ребенка к походу в детский сад, придерживайтесь близкого действующему в детском саду режима дня.
• Увеличьте круг общения вашего малыша с взрослыми и детьми.
• Заранее познакомьте ребенка с воспитателями, чтобы он не остался в саду с незнакомыми людьми, а также с помещением (с игровой комнатой, спальней, туалетом и т. д., со всем распорядком дня в детском саду.
• Поиграйте в детский сад дома. Так события, которые ожидают его в будущем, станут более определенными, это поможет снизить тревогу.
• Заранее подготовьте детский гардероб.
• Помните, что в первый месяц посещения детского сада пребывание в группе будет увеличиваться постепенно, на 2–3 часа.
• Провожая ребенка в детский сад, старайтесь переключать его внимание на воспитателя. Покажите ребенку, что это тот человек, которому можно доверять и при необходимости обратиться за помощью. Так ребенок почувствует, что здесь о нем позаботятся, это ускорит процесс адаптации.
• Старайтесь общаться с воспитателями доброжелательно, избегайте конфликтов по пустякам.
• Для расставания и встречи хорошо придумать или использовать уже имеющиеся в семье ритуалы (поцеловать в щечку, помахать рукой на прощанье и т. д.). Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: «Я иду в магазин за покупками» или «Я иду на работу печатать на компьютере»). Скажите ребенку точно, когда вы вернетесь.
• Не опаздывайте, если договорились с ребенком о конкретном времени, забирая его из детского сада.
• Старайтесь не делать перерывов в посещении.
• Встречаясь с ребенком вечером, поинтересуйтесь, что он делал, с кем играл и т. д.
• Малыш, который отправился в детский сад, должен обладать определенными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
• Позаботьтесь об укреплении здоровья малыша.
• Избегайте посещения гостей и шумных развлечений (лишняя нагрузка на нервную систему).
• Обеспечивайте выход эмоциональному напряжению (пусть ребенок бросает шарики в корзину, рвет газету и т. п.).
• Укладывайте ребенка спать пораньше.
• Старайтесь соблюдать режим детского сада даже в выходные дни.
• Используйте элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями).
• Старайтесь не напоминать ребенку о том, что завтра он снова пойдет в детский сад.
• Предложите малышу поиграть с водой перед сном. Такие игры успокаивают нервную систему.
• Чаще бывайте на свежем воздухе.
• Запаситесь терпением, и детский сад станет привычным, уютным местом для вашего малыша.
Успешной адаптации вам и вашему ребенку!
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ И МАЛЫШУ СПКОЙНЕЕ РАССТАВАТЬСЯ ПО УТРАМ
Что такое ритуал прощания.
Ритуал прощания – ваши действия и слова, которые транслируют ребенку посыл, «я сейчас уйду, но обязательно вернусь» и, самое главное, «я тебя люблю». Ваша задача – использовать ритуал каждый раз, когда вы куда-то уходите. Не убегайте, пока малыш не видит, не обманывайте его. Обнимайте и целуйте у дверей, говорите, когда вернетесь.
Зачем ребенку ритуал прощания.
Для ребенка важна стабильность. Он видит, что изо дня в день вы куда-то уходите, прощаетесь у порога, и каждый раз возвращаетесь. В детском саду ритуал поможет ему быть спокойнее, когда утром вы оставите его в группе. Конечно, ребенку будет грустно, в первое время он будет плакать и скучать. Но психологически он будет готов, ведь вы уже много раз доказывали ему – вы каждый раз приходите обратно.
Зачем вам ритуал прощания.
Ритуал помогает маме психологически подготовиться к тому, что придется отпустить малыша. Часто происходит ситуация, когда после прощания с мамой малыш плачет и воспитатель общается с ним, придумывает игры, чтобы его отвлечь. Но как только малыш отвлекается, мама вдруг вспоминает, что забыла положить ему носовой платочек, и заглядывает в группу. И ребенок заново испытывает тот же стресс. В другой ситуации мама тоже вспоминает про условный платочек, но не возвращается, потому что знает о последствиях. Она весь день корит себя, чувствует вину. Такая мама тоже не научилась отпускать ребенка. Как создать свой ритуал. Не убегайте, прощайтесь каждый раз одними тем же способом. Чётко проговаривайте, во сколько вернётесь: «Я вернусь, когда закончится мультик», «Ты погуляешь, пообедаешь, и я приду за тобой». Сразу уходите. И запомните: малыш имеет право расстраиваться и плакать, когда вы уходите, ведь он вас очень любит. Это нормально. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОМОГУТ РЕБЕНКУ УСТАНОВИТЬ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Почему важно уметь раздеваться. Умеет ли ваш ребенок сам снимать носочки, колготки, шортики или юбочку, сандалики? Ребенок, который уже научился, сможет беспрепятственно пользоваться горшком. Малыш без этих навыков будет ждать, когда кто-то из взрослых его разденет и посадит, а в группе 20 детей. Проверьте одежду. Даже если ребенок умеет снимать ее, но она тугая и неудобная – он может не справиться, будет мучиться с пуговками, тугими резинками и может не успеть, написать в штанишки. Так у ребенка может возникнуть негативная реакция на горшок в детском саду.
Почему важно уметь вытирать попу.
Умеет ли ваш ребенок пользоваться горшком? А самостоятельно вытирать попу салфеткой? Ему будет комфортнее, если не чужая тётя будет вытирать его попу, а он сделает это сам. Обращали ли вы внимание, как дети вытирают лицо после непрошенного поцелуя или не дают себя обнять? Они не идут на руки к посторонним людям, иногда даже к бабушкам и дедушкам. Это нормально, так дети демонстрируют границы собственного тела. Эти границы сейчас еще формируются: «ко мне прикасаются только самые близкие, мама и папа», «это моё тело», «у меня есть интимные части тела, которые я никому не показываю».
Чем опасно нарушение личных границ ребёнка.
Поверьте, испачканные трусики – это не конец света по сравнению с действиями взрослых против желания ребенка. Навык самостоятельно вытирать попу – важный этап сексуального воспитания, личные границы ребёнка должны сформироваться без нарушений. Во взрослом возрасте люди с нарушенными границами не могут отказать, даже если согласие не вписывается в их внутренние нормы. Они теряются перед хамом или агрессором. Это группа риска для физического, психологического и сексуального насилия.
РЕБЕНОК БУДЕТ МЕНЬШЕ УСТАВАТЬ,
ЕСЛИ ЗАРАНЕЕ ПЕРЕЙДЕТ НА РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО САДА
Как физиология малыша связана с режимом дня.
На режим детского сада нужно перейти минимум за месяц. Причина в физиологии малыша. Если ребёнок привык обедать в час дня, то к этому времени у него начинает вырабатываться желудочный сок, и он испытывает чувство голода. Такой малыш не захочет кушать в 11:30, когда в ясельной группе начинается обед. Потом, к часу дня, он проголодается и не сможет уснуть в тихий час или будет постоянно просыпаться и плакать. Таким же образом на ребёнка повлияет смещённое время дневного сна.
Какого режима дня придерживаться.
Постепенно переходите на режим дня детского сада. Завтрак начинается в 8:30, прогулка с 9:40 до 11:20, обед в 11:40, сон с 12:10 до 14:40, Полдник в 15:00, ужин в 16:15. Вечером укладывайте ребенка спать не позднее 21:00. Это связано с возрастными периодами дневной выносливости и выработкой гормонов сна и роста – мелатонина, а при переутомлении и «перегуле» - кортизона, гормона стресса. Что нужно знать о периодах дневной выносливости. Период выносливости – это временной промежуток без сна, который ребенок может выдержать без переутомления. То есть это период времени с момента, когда малыш начал просыпаться, до момента, когда он заснёт. Для ребенка двух лет период дневной выносливости длится 5-6 часов. Это значит, что если ваш ребенок проснулся после дневного сна в 14:40, то 19:40 – 20:40 он устанет и захочет спать. Точное время индивидуально: один малыш готов уснуть через 5 часов, а другой только через 6. НАВЫКИ ДЕРЖАТЬ ЛОЖКУ И СКЛАДЫВАТЬ ОДЕЖДУ ПОМОГУТ МАЛЫШУ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ Почему важно уметь держать ложку Продолжаем осваивать навыки самообслуживания. Ответьте на вопрос: «Мой ребенок кушает самостоятельно или он только пережевывает пищу, а ложкой орудует мама?» Ребенок, который хорошо держит ложку и активно пользуется ею, не будет испытывать стресс во время приема пищи. Ему не придется ждать, пока его покормит малознакомая тетя. Воспитатель и няня докармливают всех, кто не берет ложку, но не каждый ребенок к этому готов. Поэтому задача родителей – помочь ребенку быть самостоятельным, когда он ест. Как учить малыша складывать одежду на стульчик. Расскажите малышу, что в детском саду после обеда все ребята ставят свои стульчики в кружок и раздеваются, аккуратно складывают одежду на стульчик и идут в свою кроватку. Научите ребенка просить помощи в тех случаях, когда он не может что-то снять самостоятельно, и поощряйте, когда у него будет получаться. Когда станете учить ребенка, заодно протестируйте его одежду на удобство. На первые месяцы уберите из гардероба вещи, которые можно снять и надеть только с помощью взрослого. Ведь наша главная задача – научить навыкам самообслуживания, а красивые сложные наряды можно достать чуть позже.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.05.2025
Дата обновления: 21.05.2025
Дата публикации: 18.12.2024