Рекомендации учителя-логопеда на летние каникулы.
15.05.2025
Логопедические рекомендации на лето.
Уважаемые родители! Предлагаю ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка..
Упражнения для автоматизации звуков:
Выполняйте артикуляционную гимнастику .
Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
- Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.
Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития речевого дыхания
- Дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
- Сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
-Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
-Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: - Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать, перебирать ягоды;
- Помогать взрослому полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
-Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель). Упражнения для развития фонематических процессов
-Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «бобы»? Какой 1, 2, 3, 4?)
Придумывание слов с определённым количеством звуков.
Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-ка).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д. Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:
Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.):
Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы - …, у слонихи - …, и т.д.
Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д -
У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Измени по образцу: Я мешаю кашу. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…. Я мою пол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…. Я иду на футбол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…
Ваши дети занимались с логопедом. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.
Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.05.2025
Дата обновления: 19.05.2025
Дата публикации: 15.05.2025