Рекомендации учителя-логопеда на летние каникулы.

15.05.2025

Логопедические рекомендации на лето.


Уважаемые родители! Предлагаю ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на логопедических занятиях. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка.. 

Упражнения для автоматизации звуков:

Выполняйте артикуляционную гимнастику .

Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.

 - Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. 

Главное, обратить внимание на неверное произношение! 

Упражнения для развития речевого дыхания 

- Дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой; 

- Сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;

- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

 -Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь) 

-Надувать воздушные шарики; 

- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия: - Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

- Собирать, перебирать ягоды; 

- Помогать взрослому полоть грядки; 

- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп); 

-Играть с глиной, мокрым песком; 

- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель). Упражнения для развития фонематических процессов 

-Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «бобы»? Какой 1, 2, 3, 4?) 

Придумывание слов с определённым количеством звуков. 

Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-ка). 

- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

 - Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.) Хочу такой сайт

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза) 

- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?) 

- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум). 

- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.  Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д. Упражнения на развитие связной речи 

- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. 

- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. 

- Расспрашивайте о важных для него событиях. 

- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. 

 Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

 Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.) 

Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.): 

 Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая … 

 Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы - …, у слонихи - …, и т.д. 

 Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д -

 У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д. 

 Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт») 

 Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты. 

Измени по образцу: Я мешаю кашу. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…. Я мою пол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…. Я иду на футбол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…

Ваши дети занимались с логопедом. Возможно, у них остались проблемы со звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи. Проговаривайте с трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук. Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно. Чтобы не получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля. 

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.05.2025

Дата обновления: 19.05.2025

Дата публикации: 15.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».