Занятие в старшей логопедической группе 8 по теме "Лето"

13.05.2025

Лексическая тема:  «Лето»


Физминутка

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (потягивания — руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (потягивания — руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

 

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,           Сжимают – разжимают кулачки

Будем летом мы играть:    Загибают пальчики обеих рук по одному, начиная с больших.

Будем плавать и качаться,

Будем прыгать и кататься,

Будем бегать, загорать   Пальчики «бегут» по столу, ладошки кладут на стол.

И грибочки собирать      Правая рука сжата в кулак, левая накрывает его – «грибок».

 

Дыхательная гимнастика

«Жарко»

«На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.

 «Цветы распускаются»

Ребёнок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох («цветок закрылся»). Повторить 4 – 6 раз.

 

1.Обобщить и систематизировать знания детей о времени года — лето, называть характерные признаки; образовывать суще­ствительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упраж­нять в подборе слов действий, признаков; работать над предложе­ниями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.

Назовите самое теплое время года.

Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц лета, последний.

Назовите самый жаркий летний месяц.


2. «Какое слово длиннее?»


 жук — комар; муравей — муравейник; дуб —роза; колокольчик — береза.


3. Чистоговорки

-  АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять

-  АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать

-  РА – РА – РА - на улице жара

-  РА – РА – РА – гуляет детвора

-  ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды

-  КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке

-  ОК – ОК – ОК - мы польем песок

-  ТА – ТА – ТА - летом красота

-  ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы

-  АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы

-  АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать

-  АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу

-  ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди

-  ОК – ОК – ОК - в песочнице песок

-  АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю

-  АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате

-  НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки

 

4. Дети должны усвоить: когда наступает лето, его признаки; летние забавы детей.

-    Какое новое слово можно составить из двух? Объясните значение этих слов.

сено косит — сенокосилка
сено сушит — сеносушилка
сено косят — сенокос
зерно сушит — зерносушилка
гром отводит — громоотвод
разные цветы — разноцветный

 

5. Повтори чистоговорки


Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в кузовок.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все грибы.

Су-су-су, су-су-су, зебру видели в лесуХочу такой сайт

Са-са-са, ночью выпала роса.
Ру-ру-ру, съешь мороженое в жару!
Дю-дю-дю, радуемся мы дождю.
Дм-дём-дём, м
ы намокли под дождем.
Лете-лете-лете, будем вспоминать о лете.

6. Игра «Хлопаем — топаем». Развитие мышления и слухового внимания.

Летом птицы улетают на юг.  Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.  Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

      Летом у школьников каникулы.

  

7.Названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детенышей; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы детей и взрослых.  8.Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

-Солнце ... ярко.

-Лес ... красивый.

- Река ... быстро.

- Ягоды ... в лесу.

- Цветы ... на лугу.

- Стрекоза ... над водой.

- Муравейник ... муравьи.

- Птицы ... весело.

9.Ответьте на вопросы.

- Когда бывает прохладнее — в солнечную или пасмурную погоду? Когда бывают самые жаркие дни — летом или весной? Когда солнце светит ярче — летом или осенью?

-  «Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

-  Придумайте слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».

гром — тишина

дождливый — солнечный

погожий — ненастный
жаркий — холодный
облачный — безоблачный
прохладный — знойный

ветреный — тихий
летний — зимний
ясный — пасмурный
засушливое — дождливое

10. Игра «Я — не я».

Я люблю землянику. Я люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.

11.  Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладо­ши, если такое явление наблюдается летом.

Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шер­стку на серую. И т.д.

12.Тексты для прослушивания и беседы.

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку. Присел он на корточки, за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

—         Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

—         Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего! Смеётся мама:

—         Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку? Кто пошёл на речку с мамой? Почему Вася потянулся к воде? Удалось ли Васе поймать рыбку? Что сказала мама?

***

В начале лета в лесу появились новые цветы. Мы очень любим простые лесные цветы. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земляникой. Там я делаю из бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой.

После тёплых дождей в лесу пошли грибы. Смолою пахнут высокие сосны, недвижно дремлют зелёные ели. Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина.

С корзинками в руках долго мы бродим по лесу. Ищем и собираем грибы.

И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета? О чём рассказывают ребята? Куда они ходят за земляникой? Как они её собирают? Что появляется в лесу после тёплых дождей? О каких деревьях говорится в рассказе?

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.05.2025

Дата обновления: 19.05.2025

Дата публикации: 13.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».