Дистанционное обучение. Диагностика.
17.05.2025
"Рекомендации
родителям по речевой готовности детей к школьному обучению"
Речь - форма общения людей
посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых
правил. Основная функция речи - общение,
сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность
ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого
развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем
быстрее он овладеет чтением и письмом. Среди некоторых родителей часто бытует
ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их
пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих
навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его
подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное,
что упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная
речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения
им чтения и письменной речи.
Речевая
готовность ребенка 6 - 7 лет складывается из нескольких показателей.
Критерии готовности к школьному обучению
Сформированность звуковой стороны речи
к 6 – 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, в
том числе и: свистящие: с, сь, з, зь; шипящие: ш, ж, щ; сонорные: р, рь, л, ль;
аффрикаты: ц, ч
Чтобы при обучении в школе проблемы звукопроизношения
не отразились при чтении и на письме. Дефекты произношения мешают ребёнку
различать порядок слогов и звуков в слове, а это в свою очередь, затрудняет
обучение грамоте.
Сформированность фонематических процессов
и навыков анализа и синтеза.
Дети
должны уметь: различать звуки на слух и в произношении
(т. е. не путать глухие – звонкие, свистящие - шипящие, сонорные звуки); слышать и выделять первый и
последний звук в слове; определять
позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове
(Н-р: коса, сколько звуков в слове?); называть
слова с заданным звуком; определять
количество слогов в слове (Н-р: машина, сколько слогов в слове?); слитно произносить слово,
произнесенное с паузами после каждого звука
(Н-р: Д – Ы – М, какое слово получится?); уметь составлять слова из звуков.
Сформированность грамматического строя
речи.
Умение образовывать и
использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
согласовывать имена существительные с именами прилагательными; правильно
употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные; умение
употреблять простые и сложные предлоги; умение работать с предложением; правильно
строить простые предложения; видеть связь слов в предложениях.
Сформированность словарного запаса.
Одной из задач по развитию речи является обогащение,
закрепление и активизация словаря. Лексическая сторона речи содержит в себе два
понятия – это активный словарь и пассивный.
Активный
словарный запас – это те слова, которые ребенок
использует в речи, когда говорит.
Пассивный
словарный запас – это те слова, которые ребенок сам не
употребляет, но понимает, если их слышит. Задача состоит в том, чтобы
активизировать пассивный словарь. Словарь ребенка обогащается по мере его
общения с окружающими людьми, обстановкой вокруг него. Необходимо, не только
увеличить запас слов ребенка, но и сформировать точное понимание их значения,
помочь научиться правильно их употреблять.
К 6 годам словарный запас ребенка составляет примерно от 3000 до 7000
слов.
Сформированность связной речи.
Связная речь – это не просто
последовательность слов и предложений,
это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к
диалогической, так и к монологической формам речи. В связной речи отражается логика мышления
ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной,
четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание,
можно судить об уровне его речевого развития. Успешность обучения детей в школе
во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и
воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы
на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные
действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в
общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать
вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Рекомендации:
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую
готовность ребёнка к школе? Создать в семье условия, благоприятные для общего и
речевого развития ребенка; проводить целенаправленную и систематическую работу
по речевому развитию ребенка и необходимую коррекцию недостатков в развитии
речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять
неправильное произношение; больше общаться с ребёнком, чаще читать.
При общении с ребенком следите за своей речью.
Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные
слова,
обороты, встречающиеся в тексте, объясняйте.
«Быть
готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе
– значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А.
Венгер
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2025
Дата обновления: 17.05.2025
Дата публикации: 17.05.2025