Лексическая тема «Насекомые». Рекомендации по изучению во второй младшей группе
13.05.2025
Уважаемые родители! Предлагаю
вам для домашних занятий с ребенком игры, упражнения и задания на лексическом
материале темы «Насекомые» с целью:
- расширять,
активизировать словарь по теме, развивать грамматически правильную речь;
- учить согласовывать имена
существительные с глаголами единственного и множественного числа;
- развивать умение
согласовывать имена числительные с именами существительными;
-
закрепить знания, полученные в детском саду по теме «Насекомые».
Лексический словарь
Существительные: насекомое,
паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей,
гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо.
Прилагательные: пчелиный, комариный, разноцветный, полезный,
вредный.
Глаголы: ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать,
звенеть, собирать.

Предварительная
работа
1. Знакомимся с насекомыми в презентации:
https://cloud.mail.ru/public/3PJV/2eeFYrpMX
Наблюдаем
за насекомыми в красивом видео:
https://cloud.mail.ru/public/2H54/5CNYv2QQE
2. Рассмотрите с ребенком разных насекомых: пчела, оса, шмель, муравей,
кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка, муха, комар, паук. Обсудите их
внешний вид, выделив части тела: голова, жало, крылья, брюшко, хоботок, усики,
лапки. Расскажите ребенку, какую пользу (вред) приносят насекомые, чем они
питаются: нектаром, другими насекомыми, остатками пищи человека. Учите ребенка
бережному отношению к природе.
3.
Посмотрите познавательное видео,
побеседуйте по содержанию видео.
https://www.youtube.com/watch?v=rdhUFldsd8o
4. Посмотрите мультфильм «Муха-Цокотуха» по сказке
К.Чуковского:
https://www.youtube.com/watch?v=BQJzHMPChXk&t=150s
Лексические задания
5.Игра «Измени
словечко»: бабочка желтая –
желтенькая, бабочка белая – беленькая.
Продолжите со словами: черный муравей, серый комар,
красная божья коровка, синий жук, зеленый кузнечик, полосатая оса.

6.
Упражнение «Подбери слово» - подбор
глаголов к слову «насекомые».
Насекомые
что делают? летают,
порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат,
звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают,
просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
7.Игра «Назови
ласково»: паук – паучок.
Продолжите со словами: комар – …, таракан – …, пчела –
…, муха – …, жук – …, стрекоза – …

8.
Упражнение «Чьи лапки, чья голова?»
У
муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы – ……… лапки, …….. голова.
У комара – …….. лапки, ………голова.
У таракана – …… лапки, ……..голова.
У паука – ………… лапки, ……. голова.
9.Упражнение
«Насекомые-великаны» - употребление
слов с увеличительными оттенками: паук
– паучище, жук – жучище.
Продолжите
со словами: муравей – …, комар – … , шмель – …, клоп – …., таракан – …

10. Игра «Кто как
передвигается?» Составление
сложных предложений со значением противопоставления. Предложите ребенку не
только подбирать нужное слово, но и повторять предложение целиком.
Муравей
ползает, а бабочка …
Гусеница ползает, а кузнечик …
Жук ползает, а стрекоза …
Паук ползает, а пчела…
Кузнечик прыгает, а комар …
11. Игра «Посчитай: один-два-пять» - согласование существительных с числительными:
одна муха, две мухи, пять мух. Продолжите со словами: пчела, комар,
жук, бабочка, оса, паук, таракан, стрекоза.

12. Поиграйте с ребенком в чистоговорки:
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы УК – УК – УК – проползает жук КИ – КИ – КИ - ползают жуки
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
ЦУ – ЦУ – ЦУ – пчела собирает пыльцу
СА – СА – СА - полосатая оса СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу
ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей

13. Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте
плечики, (энергичные движения плечами)
Прыгайте,
кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели,
Травушку
покушали, Тишину послушали, (приседания)
Выше,
выше, высоко
Прыгай
на носках легко, (прыжки на месте)
Вот
мотор включился, Пропеллер закрутился, Ж-ж-ж (вращательные движения руками
перед собой)
К
облакам поднялись, И шасси убрались, (поочередное поднимание колен) Вот лес -
мы тут
Приготовим
парашют, (покачивания руками, разведенными в разные стороны)
Толчок,
прыжок, Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)
Парашюты
все раскрылись, Дети мягко приземлились, (приседание, руки в стороны).

14.Прочитайте ребенку стихотворения, выучите
понравившиеся строчки
Насекомые
весной
Вьются и
порхают —
Всё
благоухает!
Ног у
насекомых шесть,
Голова есть,
крылья.
И не прочь
пыльцу поесть
(Но не
путать с пылью!)
Пчёлке,
бабочке, шмелю
Нужен сок
цветочный.
Ест коровка
божья тлю
С зелени, с
листочков.
Шмель гудит,
оса звенит,
Стрекоза
летает…
В ульях мёд
в такие дни
Соты
заполняет. (Ольга Киселева)
***
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
А за нею – шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк.
Два жука и стрекоза,
(как фонарики глаза).
Приходили муравьи и травинку принесли.
А паук на всех смотрел,
Сети плёл и песни пел.
***
Есть среди моих знакомых
Пять знакомых насекомых.
Кто не верит? Кто не верит,
Пусть возьмет и сам проверит!
Вот кузнечик, друг мой верный,
Он по счету самый… первый.
Каждый день с утра на грядке
Занимается зарядкой.
Светит мне ночной порой,
Светлячок дружок… второй.
Этот маленький жучок —
Настоящий маячок.

На нее люблю смотреть я,
Стрекоза подружка… третья.
В небе словно вертолет:
То летит, а то замрет.
У жука характер твердый.
Он знакомый мой… четвертый.
Весь в трудах до ночи поздней
Работяга — жук навозный.
Шмель приятель полосатый.
Посчитали? Ровно… пятый.
Над полянкою кружит
И жужжит, жужжит, жужжит… (Сибирцев
Виталий)

15.
Предложите ребенку раскраски по теме.
Обсудите изображение, попросите составить рассказ, побуждайте использовать
развернутые предложения, эпитеты.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.05.2025
Дата обновления: 13.05.2025
Дата публикации: 13.05.2025