Лексическая тема «Поздняя весна. Весенние цветы». Рекомендации по изучению в подготовительной группе
13.05.2025
Уважаемые
родители!
Цель
наших совместных занятий: обобщение представлений о весне, о типичных явлениях
в природе поздней весной, совершенствование грамматического строя речи,
автоматизация правильного произношения и дифференциации в свободной речевой
деятельности всех поставленных ранее звуков, развитие связной речи,
фонематических процессов, речевого слуха, мышления, тонкой моторики.

Активизация словаря
Существительные: месяц, весна, май, солнце, гроза, гром, примула, маргаритка, тюльпан, нарцисс, одуванчик,
черемуха, зелень, листва, растительность, животное,
перелетные птицы, гнезда…
Прилагательные: ранняя, поздняя, весенний, зеленый, цветущая,
перелетные, березовый, нежный, теплый, ласковый, первый, прекрасный, золотистый.
Глаголы: распускаться, появляться, расцветать, греметь,
громыхать, сверкать.
Наречия: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво.
Антонимы: холодный – теплый, прозрачный – мутный, сильный
– слабый, быстрый – медленный, ранняя – поздняя, светлый – темный, ранняя –
затяжная.

1. Рекомендуем предварительно прочитать с детьми: А.Толстой «Желтухин», Л.Черский
«Спасибо», С. Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых
лебедей». Побеседуйте о прочитанном.
2. Побеседуйте
с ребенком о времени года, которое наступило. Во время прогулок понаблюдайте за
приметами поздней весны, за цветами, растениями,
птицами и насекомыми.
Приметы поздней весны:
· дни стали длиннее, а ночи – короче;
· на улице тепло, солнце ярко светит и греет;
· дует тёплый ветер;
· идут тёплые дожди, в мае часто случается первая гроза,
гремит гром;
· птицы строят гнёзда и высиживают птенцов, повсюду
слышится трель соловья;
· в Крыму активно растет зелёная трава, в степи и на
лугах цветет дикий пион, тюльпаны, полевые цветы, на деревьях и кустарниках –
листья;
· вечнозеленые растения дают активный рост зеленой
массы: можжевельник, розмарин, ель, сосна, кипарис, самшит, бересклет, падуб;
· цветут фруктовые деревья: абрикос, слива, яблоня, персик,
вишня, черешня, а также черемуха, миндаль;
· цветут весенние цветы: сирень, нарциссы, тюльпаны,
примула, крокусы, анемоны.

1. Игра «Назови ласково» - Взрослый
называет слово, задача ребенка -
изменить это слово, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Солнце - солнышко
лужа -
лужица
Дождь —
луг —
Цветок —
земля -
Облако —
роща -
Птица —
вода -
Птенец —
дерево -
Жук —
ветка -
Гнездо -
капля —
Трава —
росток —
Лист —
ручей —

2. Игра «Один - много» - Взрослый называет слово, задача
ребенка - произнести слово во
множественном числе.
Гнездо –
гнезда
перо
—
цветок -
Дерево - тюльпан
— ландыш —
Ветка -
лист
-
гроза —
Почка -
трава -
нарцисс —

3. Игра «Весной бывает – не бывает»
На деревьях распускаются
почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
Приходит сильный мороз.
На реках тает лед.
Солнышко светит все ярче.
Люди собирают урожай.
Воробьи возвращаются из
жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
Появляется трава.
Становится тепло.
Люди сажают рассаду в
огородах и саженцы деревьев в саду.
Весной дети катаются на
санках.
Весной птицы улетают на юг.
После весны наступает зима.
Весной оживает природа.
Медведь залез в свою берлогу
и решил проспать всю весну.

4. Упражнение «Подбери как можно больше слов»
Весенний – (день,
дождь, гром, цветок и т.д.)
Весенняя – (капель, гроза и т.д.)
Весеннее – (цветы, дни и т.д.)
5. Упражнение
«Найди общее слово»
Льется, журчит - …
Дует, шумит - …
Греет, светит - …

6. Игра «Скажи наоборот» - учим подбирать антонимы: тепло – холодно.
Продолжите со словами:
светло – …; сыро – …;
грязно – …; день – …; утро – …;
пасмурно - …; дождливо - …; высокий - …; яркий - …;
веселый - …
7. Работа над четкостью
дикции: тренируемся в произношении звука
[ч].
Выучите с детьми потешку:
Грач с грачихой на рассвете
В гнездышко грачатам-детям
Носят в клювах червячков,
И личинок, и жучков,
Чтоб росли грачатки —
Черные ребятки.

8. Игра «Исправь
предложение»
Солнце светит, потому что стало
тепло.
9. Упражнение «Посчитай: один – два - пять»
- один тюльпан - два тюльпана - пять тюльпанов. Продолжите со словами:
1 одуванчик - …; 1 цветок -
…; 1 стебелек - …; 1 листочек – …

10. Загадайте загадки
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
Шагает по земле … (Весна).
Весна – это
праздник цветов,
Каждый их с радостью встретить готов.
Стебель высокий. Цветок как стакан.
Всех привлекает красивый… (Тюльпан).
Полюбуйся, это не сны,
Это прекрасный символ весны.
Славить ее нисколько не лень,
Радует глаз под окном душистая… (Сирень).

Помню в нынешнем году,
Расцвели они в саду.
Разоделись как актрисы
В платья белые… (Нарциссы).

Вот лиловый мотылек
Сел на тонкий стебелек.
С каплей меда в серединке.
Он красив, как на картинке (Фиалка).
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (Ландыш).

11. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите
содержание.
Краски весны (Б. Асаналис)
Снова
нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
Льет лучи на лес и луг
И на все цветы вокруг:
Розовые, синие,
Голубые, красные,
Как один – красивые,
Хоть и очень разные.
Ландыш (Екатерина Серова)
Родился
ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется,
Его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим – я и ты?

Черемуха (С.
Есенин)
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре.
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Первый гром (И.
Бунин)
Вновь тучи синие нахмурились
кругом,
Вдали идет дождя туманная
завеса,
Из леса и с полей повеяло
теплом, —
И вот уже гремит весенний
первый гром,
И радуга сверкает из-за леса!
То с юга май идет по рощам и
полям, —
Как юный светлый бог, смеется
и ликует,
И пробуждает жизнь, и
возвещает нам,
Что уж настал конец последним
темным дням
Что он весны победу
торжествует!
12. Физкультминутка «Стрекоза» - координация речи с движением.
Летит стрекоза, |
Бег по кругу. Руки в
стороны. |
Как горошины глаза. |
Руками показываем большие
глаза. |
Вниз, вверх, |
Присели, встали (повт.2раза). |
Взад, вперед, |
Движение руками назад –
вперед. |
Как прозрачный самолет. |
Бег по кругу. Руки в
стороны. |

13. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий
цветок на поляне. (Показать
руками цветок.)
Утром весенним
раскрыл лепестки. (Развести
пальцы рук.)
Всем лепесткам
красоту и питанье (Движение пальцами вместе-врозь.)
Дружно дают
под землей
корешки.
(Ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести.)
14. Предложите
ребенку раскраску или помогите нарисовать картинку по теме, составьте
рассказ по ней по плану:
- какое время года наступило?
- какими стали небо и солнце?
- какие цветы зацветают
поздней весной?
- что происходит в природе
поздней весной?
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.05.2025
Дата обновления: 13.05.2025
Дата публикации: 13.05.2025