Готовим руку к письму. Задания для развития графомоторики. Консультация для родителей
07.05.2025
Как развивать графомоторику у детей дошкольного возраста?
Графомоторика имеет
огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам
и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно
различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает
лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные
способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием
крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки.
Для начала нужно
разобраться с самим понятием графомоторики. Графомоторика или графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки,
которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры,
соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
Графомоторные
навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев:
- задания на зарисовку деталей,
предметов, с натуры:
- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений при дорисовывании
незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими
деталями.
2. Зрительный анализ и синтез:
- даются законченные изображения, но
с недостающими деталями;
- упражнения на
определение правых и левых частей рисунка и тела;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии
реальности сюжета и деталей;
- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование:
- задания по штриховке
по контуру, обводка;
- срисовывание геометрических фигур;
- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных
рисунков;
- дорисовывание рисунков с
недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими
деталями);
- упражнения в дорисовывании,
создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- задания на воспроизведение фигур и
их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- задания на
развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение
их с помощью символов).
Если у
ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем,
что повлияет как на успеваемость, так и на психологическое самочувствие ребенка.
Как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь
ребенку?
Прежде всего, развивать мелкую мускулатуру пальцев.
Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев,
увеличивали их силу и выносливость.
Зрительный анализ. Ребенок
должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево»,
«вверх», «вниз».
Графический рисунок. Как
правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям
предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок
графическими элементами.
Графические символы. Необходимы
знания элементарных геометрических фигур.
Специалисты подчеркивают, что
тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую.
Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница»
при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только
основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба
полушария головного мозга.
Работа с графомоторными
трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя
просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют
действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора.
Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать
ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по
узору.
Шаг 3. Повторение рисунка
пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно
обводить рисунок на бумаге.
Для работы нужно использовать
карандаши. Первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М,
затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с
5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до 20 минут. Правило
выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять: вести
линию сверху вниз, слева направо, штриховать без пробелов, не выходя за контур.
Упражнения для развития
графического навыка:
- графический диктант;
- пальчиковая гимнастика;
- штриховки;
- рисование линий: прямые, фигурные дорожки, узоры;
- рисование по точкам, контурам, клеточкам.
Предлагаю для занятий некоторые упражнения (от простых
к сложным), которые помогут в развитии графомоторики у детей старшего
дошкольного возраста.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.05.2025
Дата обновления: 06.05.2025
Дата публикации: 07.05.2025