Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребенка?
29.04.2025
Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. В
нашем обществе пока, к сожалению, не принято с уважением относиться к детям, не
важно, свои это или чужие. От такого агрессивного напора чужого взрослого
теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать. Давайте
посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка
крайне важно, как прореагирует его родитель.
1.
Ребенок перед взрослым беззащитен. Но когда это близкий взрослый, то у ребенка
есть опора в виде хороших отношений с ним. Поэтому замечания и наставления со
стороны близкого воспринимаются ребенком по большей части нормально, поскольку
это безопасно для него. Но когда на ребенка ругается чужой взрослый – это его
пугает, потому что силы очевидно не равны, власть у взрослого, безопасности
нет.
2.
Для того, чтобы сын почувствовал себя в безопасности, мама в первую очередь
физически загораживает своего ребенка от женщины, которая воспринимается им как
угроза. Так ребенок будет чувствовать себя под защитой. Затем мама выравнивает
ситуацию, инициируя разговор «по горизонтали» взрослый-взрослый. Мама помнит,
что дети находятся рядом и сейчас они увидят модель поведения в конфликтной
ситуации. Поэтому, мама демонстрирует уважение к оппоненту и сначала
здоровается, затем представляется и спрашивает имя. Благодаря знакомству
разговор будет более персональным.
3.
Мама уважительно относится к сыну, поэтому присаживается, чтобы быть с ним на одном уровне. Мама
понимает, что ее ребенку пришлось не сладко, что он хороший мальчик и у него не
было злого умысла. Поэтому она жестом, выражением лица, своим обращением
показывает сыну свое понимание его, расположение к нему и поддержку. При этом
мама однозначно проводит границу «свое-чужое».
4.
Пример: Саша, пусть и не специально, но все таки нарушил границы Леши и
Светланы, взяв Лешину игрушку. Поэтому, мама приносит свои извинения. Мама
также понимает, что дети ходят в одну группу в детском саду и недоразумения
могут повторяться. Поэтому мама договаривается со Светланой о том, как
действовать в будущем. Важно, что Саша это слышит. Так он будет ощущать себя
более защищенным. Опыт защищенности способствует укреплению чувства собственной
ценности и значимости. Мамина защита как бы сообщает ребенку «ты важный и
ценный, поэтому я не разрешаю обращаться с тобой плохо».
5.
У ребенка не было злого умысла, когда он брал чужую машинку. Скорее это можно
расценить как ошибку. Поэтому здесь не идет речь о каком-либо порицании. Кроме
того, Саше пришлось выдержать испытание, когда его отчитывала чужая женщина.
Сашиной маме хочется сына как-то особенно поддержать и она находит такой способ
– подарить такую же машинку на праздник.
Мы не анализируем
ситуацию, когда ребенок еще переживает о случившееся. Потому что так он может
почувствовать себя одиноким, не понятым и замкнуться, отвечая формально. Когда
же все неурядицы позади и душевное равновесие восстановлено, тогда появляется
возможность проанализировать, что случилось и что к этому привело. Так, ребенок
сможет извлечь полезный опыт из сложившейся ситуации и научиться, чтобы в
дальнейшем не попадать в подобное положение. При этом мама не рассказывает сыну
как надо, а интересуется, какой логикой руководствовался ребенок. Это даст ей
информацию о «белых пятнах» малыша. В дальнейшем мама может уделить этому
особое внимание, чтобы сын лучше ориентировался. Наводящие мамины вопросы
помогают ребенку самому найти верное решение в проблемной ситуации. Такой
подход помогает ребенку почувствовать себя более компетентным и в сложной
ситуации опираться на себя, особенно, когда он не может у кого-то спросить,
чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.04.2025
Дата обновления: 29.04.2025
Дата публикации: 29.04.2025