Лексическая тема «Школа. Школьные принадлежности». Рекомендации по изучению в подготовительной группе
28.04.2025
Уважаемые родители! Предлагаю
вам лексико-грамматические задания, игры и упражнения на материале темы «Школа.
Школьные принадлежности».
Цель наших совместных занятий:
·
активизация
словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности»;
·
совершенствование
грамматического строя речи, развитие связной речи;
·
автоматизация
правильного произношения и дифференциации в свободной речевой деятельности всех
поставленных ранее звуков, фонематических процессов, речевого слуха;
·
развитие памяти,
мышления, восприятия и творческого воображения.

Активизация словаря
Существительные: школа, урок, перемена,
класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь,
пенал, ручка, карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.
Глаголы: учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать,
решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).
Прилагательные: прилежный, внимательный, старательный, способный,
ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный, строгий, требовательный,
добрый, заботливый.
Наречия: внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично,
плохо, грязно, умело, красиво.
1. Для закрепления знаний, полученных в детском саду, посмотрите с ребенком видео, обсудите увиденное, отгадайте загадки и выполните задания.
https://www.youtube.com/watch?v=lgNGUPgtpGs
https://www.youtube.com/watch?v=y7k7qavpYAk
https://www.youtube.com/watch?v=wMnFsvBR-hY
https://www.youtube.com/watch?v=ekmdWdNSDs8

2. Беседа по лексической теме.
Расскажите
ребенку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе,
какие школьные предметы преподают в школе.
Обсудите
с ребенком, что:
-
начало занятий во всех школах - 1 сентября, осенью;
-
первый звонок - праздник первоклассников;
- в
школе проходят уроки, после которых небольшие перемены;
- в
школу ходят учиться, получать знания, заниматься спортом;
-
учитель учит детей писать, читать, считать.

3. Рассмотрите вместе с ребенком школьные принадлежности, поговорите
о том, для чего нужна каждая из этих вещей; уточните, что
школьники кладут в пенал? в портфель?
4. Упражнение
«Кто внимательный?» - вставь нужный
предлог, чтобы предложение было правильным.
Дети
учатся … школе. Дети гуляют … школой.
Дети
идут … школе. Дети вышли … школы. Дети
зашли … школу.
5. Упражнение «Измени слова по образцу»
- Я иду - ты идешь - он идет - они идут.
Продолжите со словами:
Я
пишу - ты … он … они ...
Я
читаю - ты … он … они …
Я
пою - ты … он ... они
Я
учусь - ты ... он … они …
Я
рисую - ты … он … они …
Я
считаю - ты ... он … они …
Я
слушаю - ты ... он … они …
6. Игра «Семейка слов» - подбор родственных и однокоренных слов.
Писать
‒ письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись,…
Читать
‒ читатель, (чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня,…)
Учить
‒ учитель, (учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся),
7. Игра
«Четвертый лишний»
Ручка,
резинка, мяч, пенал.
Портфель,
тетрадь, учебник, яблоко.
Стул,
учебник, стол, диван.
Кукла,
мяч, школа, юла.
8. Игра
«Скажи наоборот»
Витя
сильный, а Рома — ... (слабый).
Коля
храбрый, а Костя — ... (трусливый).
Даша
учится хорошо, а Олег — ... (плохо).
У
Олеси портфель новый, а у Иры — ... (старый).

9. Игра «Поймай звук» Взрослый предлагает ребенку «поймать звук». Ребенок должен хлопнуть в
ладоши, если этот звук в слове есть, и определить, где он находится: в начале,
в середине или в конце слова.
Например:
Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш,
одноклассник.
Звук
[ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.
10. Игра «Посчитай: один – два –
пять»
Одна
новая школа, две новых школы, пять новых школ.
Продолжите
со словосочетаниями:
Одна
шариковая ручка, две …, пять …
Один
простой карандаш, два …, пять …
Один
школьный учебник, два …, пять …
Одна
картонная папка, две …, пять …
11. Работа с рассказом
«Вася
пришел из школы и сел играть на компьютере. Когда стемнело, он вспомнил, что не
сделал уроки. Вася разложил книги, тетради и стал выполнять домашнее задание.
Он очень устал, и у него не осталось сил сложить все в портфель».
Беседа по вопросам:
Как
зовут мальчика? (Мальчика зовут Вася) Откуда пришел Вася? (Вася пришел из
школы?) Что он стал делать? (Он сел играть за компьютер.) Когда он вспомнил,
что не сделал уроки? (Когда совсем стемнело, он вспомнил, что не сделаны
уроки.) Почему он не сложил портфель? (Он сделал уроки и у него не осталось
сил, чтобы собрать портфель).
Придумай окончание рассказа
Утром
Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами и
шел урок. Васе стало стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так
поступать не будет.

12. Упражнение «Подскажи словечко»
Ваня ходит в детский сад. Он ... (Дошкольник)
Таня
ходит в школу. Она ... (Школьница)
Татьяна
Петровна учит детей в школе. Она …
Андрей
Иванович учит детей в школе. Он …
13. Упражнение «Назови ласково»
Пенал
— пенальчик. Продолжите со словами:
Линейка
- … Ручка - … Тетрадь - … Портфель - … Книга - …
14. Упражнение «Из чего какой?» - закончи
предложения по образцу.
Карандаш
из дерева (какой?) — деревянный.
Ножницы
из металла (какие?) — ...
Линейка
из пластмассы (какая?) — ...
Портфель
из кожи (какой?) — ...
Ластик
из резины (какой?) — ...
15. Упражнение «Собери портфель в школу» - составление сложных предложений.
Я
кладу в рюкзак пенал, потому что… он нужен, чтобы носить в нём карандаши и
ручки.
Я
кладу в рюкзак: карандаш, потому что…,
ручку, потому что …, учебник, потому что …, тетрадь …, ластик …, альбом
… , ножницы, потому что…

16. Упражнение «Ответь на вопрос» -
подбери предлоги
Сесть
за парту - выйти (откуда?) из-за парты;
положить
книгу на стол - взять книгу (откуда?) … стола;
поставить
вазу на подоконник - взять вазу (откуда?) … подоконника;
ручка
упала под парту - подняли ручку (откуда?) … парты;
войти
в класс - выйти (откуда?) … класса;
спрятать
карандаш в рюкзак - достать карандаш (откуда?) … рюкзака.
17. Игра «Скажи
наоборот»
Длинная
линейка - короткая линейка,
острый
карандаш - тупой карандаш,
толстая
книга - тонкая книга,
высокий
мальчик - невысокий мальчик.
18. Игра «Закончи предложение» - ответить на вопрос: как?
Мальчик
- хороший ученик, он учится - как? - ... (хорошо).
Внимательная
девочка всегда слушает - как? - ... (внимательно).
Старательные
ученики всегда делают уроки - как? - ... (старательно).
Прилежные
ребята учатся - как? - ... (прилежно).
Тот,
кто получает отличные отметки, учится - как? - ... (отлично).

19. Задания по
самокоррекции: Отгадать загадки и нарисовать отгадки
Новый
дом несу в руке.
Двери
дома на замке.
А
живут в том доме книжки, ручки и альбом. (Портфель)
Черный
Ивашка — деревянная рубашка.
Где
носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш)
То
я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!
Можешь
и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
Белый
камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
20. Пальчиковая гимнастика «В школу»
В
школу осенью пойду, (ребенок «шагает» пальчиками по столу.)
Там
друзей себе найду,
Научусь
писать, читать, (загибать по одному пальчику на обеих руках)
Быстро,
правильно считать.
Я
таким ученым буду!
Но
свой садик не забуду (грозят указательным пальчиком правой руки)

21. Предложите
ребенку раскраски по теме. Обсудите изображение, попросите составить рассказ,
побуждайте использовать развернутые предложения, эпитеты.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.04.2025
Дата обновления: 28.04.2025
Дата публикации: 28.04.2025