Лексическая тема «Мир морей и океанов». Рекомендации по изучению в подготовительной группе

25.04.2025

Уважаемые родители! Предлагаю вам для домашних занятий с ребенком игры, упражнения и задания на лексическом материале темы «Мир морей и океанов» с целью:

 - учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа;

- упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить их согласованию в роде, числе, падеже;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- способствовать развитию связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, памяти и мышления;

 - расширять, активизировать словарь по теме, развивать грамматически правильную речь;

- закрепить знания, полученные в детском саду по теме « Мир морей и океанов».

795da85e640a08e6371a2992b297a460.jpg 

Словарь существительных: водоросли, кораллы, икра, мальки, чешуя, жабры, плавники, морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, краб, хвост, плавники, кашалот и др. названия животных морей и океанов.

Словарь  прилагательных: хитрая, большая, маленькая, осторожная, быстрая, ловкая,   пугливая, голодная, короткий, длинный, рыбий, морской, хищные,  китовый.

Словарь глаголов: плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, прятаться,  ловить, плескаться, охотиться.

9l6TbREMNqg.jpg 

1.    Проведите с ребенком вводную беседу.

Покажите ребенку фрагменты документальных познавательных  фильмов, объясните непонятное.

 

Познавательный фильм «Большое путешествие в глубину океанов»

https://vk.com/bookmarks?from_menu=1&z=video-189933190_456239773

 

Познавательный фильм «Тихий океан»

https://vk.com/bookmarks?from_menu=1&z=video-62720188_456239668

 

 Из космоса наша планета Земля кажется голубого цвета. Это потому, что меньшую её часть составляет суша, а бОльшую - океаны, моря, реки, озёра.

   Подводный мир морей и океанов интересный и загадочный. В нём обитает множество самых разнообразных  животных, растений, рыб.  Жизнь в океане намного разнообразнее, чем на суше, а многие из растений и животных встречаются только в морях. В водах океана живут и простейшие организмы, и млекопитающие. Даже в настоящее время учёные находят новых, ещё неизведанных животных. Богат и разнообразен мир обитателей морей и океанов.

63976cba246d42212f31b24416823a76.jpg

   Чистота морей и океанов – залог сохранения жизни морских обитателей.

Научите детей, что не следует ради забавы разбивать раковину моллюска, или, поиграв с морским крабиком, морской звездой, водорослями увозить их домой. Нужно бережно вернуть живых обитателей  на морское дно.

   Научите детей, что нельзя выбрасывать мусор в море. Даже выброшенный малюсенький пакетик может принести вред. Например, черепаха решит, что это медуза,  и проглотит его - и этот пакет навечно останется у нее в животе. 3-4 таких пакета - и места в животе черепахи не останется, чтобы просто нормально поесть. Она умрет от голода.

   Каждый год в океан сбрасывается в три раза по весу больше мусора, чем вылавливается рыбы. Если на берегу морского пляжа оставлены пластмассовые предметы: одноразовая посуда, бутылки от напитков, фантики от конфет, шоколадок, пакеты от пищи, обувь, сломанные игрушки, то во время шторма захлестнувшая волна унесёт всё это в море. Пластмасса убивает бесчисленное количество морских птиц, морских млекопитающих и огромное количество рыбы каждый год. Пластмассовый мусор остается в море десятилетиями, угрожая жизни тысяч морских обитателей.

5288e5f77325c1cf240620dd65ffd258.jpg 

2. Игра «Путешествие маленькой рыбки» - использование приставок -  Ответь на вопрос: что сделала?

Рыбка от берега  отплыла, всю реку ...,  к мосту ...,   в водоросли ...,   к берегу ...,   из  пещеры ...

3.  Упражнение «Измени по образцу» - образуй новые предложения, используя основу: «Поймать большую медузу»

Я поймал большую медузу

Ты …………………………

Вы …………………………

Он …………………………

Она ………………………..

Они ………………………..

Мы …………………………

4. Игра «Чей? Чья? Чье?»  - образование притяжательных прилагательных

Чья голова? - рыбья голова.  

Чьи жабры? - … жабры.          Чье туловище? - … туловище.  

Чья чешуя? - … чешуя.            Чей хвост? - … хвост. 

Чье брюшко? -  … брюшко.    Чьи плавники? - … плавники.  

Чьи икринки? - … икринки.    Чьи кости? - … кости.

e7c66b626d42976361b83f43651ecb72.jpg

5. Игра «Слова – родственники»

 Как можно назвать маленькую рыбу? - Рыбка, рыбешка.

 Как называют человека, который ловит рыбу? – (Рыболов, рыбак)

 Что делает рыбак? – (Рыбачит)

 Куда ходит рыбак? – (На рыбалку) 

 Какой суп варят из рыбы? – (Рыбный)

 Как можно назвать большую рыбу? – (Рыбина, рыбища)

 Из ведра торчат хвосты (чьи?)  – (Рыбьи).

6. Упражнение «Скажи ласково»

Вариант А. Рыба – рыбка, щука – …, карась – …, ерш – …, лещ – , 

пескарь – …, сом …, окунь – , хвост – …, плавник – , червяк – …, 

жирный ,   гладкий – …, толстый – …, усатый – …, полосатый – ..., дельфин - …,  черепаха - …,   звезда - …, краб - …, осьминог - …

Вариант Б. «У  рыбы – у рыбки»

- у рыбы хвост,  а  у  рыбки хвостик;   у рыбы зубы,  а у рыбки …;

- у рыбы плавники,  а  у  рыбки …;     у рыбы глаза,  а  у рыбки …;

- у рыбы  рот,  а  у  рыбки …;     у рыбы  брюхо,  а  у  рыбки…;

- у рыбы  спина,  а  у  рыбки…

7. Игра «Скажи наоборот»

Рыбка медлительная – быстрая, стремительная

Тихая, спокойная – (игривая, резвая)

Блеклая, невзрачная – (яркая)

Одноцветная – (разноцветная)

Задиристая, боевая – (осторожная).

d0825714719231f602b779c5912a7672.jpg

8.Упражнение «Рыбалка» 

- Мы поймали не одну рыбешку, а много рыбешек.

- Не одного сома, а много ...

-  Не одну щуку, а много …

-  Не одного карася, а много … 

9. Упражнение «Посчитай 1-2-5»

Один  ерш – два ерша – пять ершей.

Продолжите со словами:   кашалот, сом,  медуза,  хвост, звезда, дельфин, мурена, кит, чешуйка, черепаха, осьминог, краб.

10. Упражнение «Он – они»  

- морской лев -  морские львы

- добрый кашалот - …,  черный краб - …,   серый дельфин - …,   морской конёк - …,   морской ёж - …,   ядовитая медуза - …,   морская змея - …,   зубастая акула - …,    прозрачная медуза - …    

Белек2.png

11. Упражнение «Он делает – они делают»

- рыба  плавает,  а  рыбы  что  делают? – плавают

- акула  нападает,  а  акулы …;   дельфин  ныряет,  а  дельфины …;

- рак  пятится  назад,  а  раки …;   карась  прячется,  а  караси …;

- щука  охотится,  а  щуки …;   осьминог  всплывает,  а  осьминоги …

12.Игра «Сравни» - составь предложение и повтори его.

Дельфин большой,  а  кит    ещё больше.   Пруд широкий,  а  озеро …

Река прозрачная, а море …     Лещ  крупный,  а  мурена …Хочу такой сайт

Щука зубастая, а акула …   У скалярии хвост большой, а у золотой рыбки …

13. Задание «Составь предложение»

Блин, плоская, как, камбала.                        Камбала плоская, как блин.

У, глаза, неё, наверху.                                   Глаза у неё наверху.

Врагов, видеть, чтобы.                                  Чтобы видеть врагов.

Найти, её, трудно, враг.                                 Врагам трудно её найти.

Камбала, песок, дне, на, жёлтый, жёлтый.  

Песок на дне жёлтый и камбала                                  жёлтая.

Среди, камень, дно, ищет, на, корм.             Среди камней, на дне, ищет корм.

Камбала, станет, и, серая.                              И камбала становится серая.

14. Игра «Поймай  словечко» - хлопать на слова,   относящиеся  к  обитателям морей и океанов.

Рыбы – кошки – слон – карась – щука – водоросли – река – собака – лес – дельфин – дерево – трава – акула – осьминог – море – цветы – жираф – черепаха – кит – медуза и т.д.

15.Тексты для пересказа

Морской конек

   Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем.

   Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

Вопросы:

Где живёт морской конёк? За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем? Как маскируется морской конёк?

7d263e1eedff4e287059ce8a1b425446.jpg

Камбала

   В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб. Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни.

   Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска... Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.  (По Г. Снегирёву)

Вопросы:

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

9e9048af-9507-420b-9142-dd088dc2820f.jpg

16. Прочитайте ребенку стихотворения, предложите заучить наизусть понравившееся.

Медуза

Прозрачная медуза

Тихонечко плывет.

К медузе прикоснешься —

Как током обожжет!

(Н. Мигунова)

d766850af957711051d6dfd2d34599fb.jpg

Дельфин

Ох, и любит он играть,

Всех детишек забавлять.

Обитатель всех глубин –

Добрый, радостный дельфин.

Быстрый, ловкий, озорной

Пролетает над водой.

Он на солнце серебрится,

Бороздит волну, резвится.

Смех игривый издаёт,

В гости к морю всех зовёт.

И не любит он конфет,

Дайте рыбку на обед!

d62a5bb4cd8482c5d5c2a8478abc6d3a.jpg

Морской конек(Ю. Парфенов)

Плавал тихо цок-цок-цок!
Под водой морской конёк.
И с восторгом замирал
Там, где цвёл морской коралл.
И присесть был рад конёк
На коралл, как на пенёк.

Рыба Фугу
Рыба фугу ядовита.

Надувается шаром:
И глаза и пасть открыты,
И торчат шипы кругом.

3e5b66c0e8a2756d7da4a254b79c2578.jpg

Мурена
Знают в море все рыбёхи,
Что с муреной шутки плохи.
В норах прячется она,
Потому и не видна.
Кто окажется с ней рядом,
Тот - еда с доставкой на дом.

Акула

Не смотри, что у акулы

Незаметны с боку скулы,

В пасти зубы в три ряда —

Съест любого без труда.

46a9f06a304d136e8ed4893efcc0a877.jpg

Рыба молот

Рыба молот, как кузнец,
По металлу первый спец.
И копьё, и щит, и шлем
Изготовит в море всем.
Рыба меч к ней приплыла -
Меч блестящий забрала.
И пила плывёт быстрей,
Зубы сделать поострей.

e14f13f23c5579982f6a10dc69b41c10.jpg

Кашалот
Кашалоты толстобрюхи.
Но не в этом их успех.
Дело всё в командном духе:
Важно, чтоб он был у всех.
На охоту выходи -
И команду выводи.
И такой секретный код
Знает каждый кашалот.

Осьминог
Сам невзрачен, вид небросок,
На ногах ряды присосок,
Кровь имеет синий цвет,
И отсутствует скелет.
И чернильную канистру
Во врага он кинет быстро.
Кто ж таким родиться мог?
Ну, конечно, осьминог.

Осьминог, смотрите сами,
Всех танцует веселей.
Может сделать он ногами
Сразу восемь кренделей.

854c60d3a70bbcf1b0d2b1635bca367a.jpg

Коралл

Океанский этот житель
По призванию строитель:
Без гвоздей, без топоров
Он настроил островов.
Планов, сроков не сорвал -
И зовут его коралл.

Кит
Это что за исполин
Выплывает из глубин?
По волнам ударит хвост -
Брызги долетят до звёзд.
Тонны в нём – не килограммы!
А фонтанчик – гвоздь программы.
Кто всегда водой омыт?
Ну, конечно, это кит.

Косатка
Косатка чёрно-белая

Охотница умелая:
Фонтанчик в небо пустит -
Добычу не упустит.
Кто в море зазевается,
Добычей называется.

2f44c7da4bf36d14b966ae70ef2ac2c3.jpg

Черепаха спит на дне
Панцирь словно одеяло,
Дно морское как матрас -
Черепашка погуляла
И ушла на тихий час.
Расслабляет плавники
И пускает пузырьки.

Камбала
С плавниками и хвостом
Блин лежит на дне морском:
Зренье острое вдвойне:
Оба глаза на блине.
Это камбала такая -
Распласталась, отдыхая.
Вся слилась она с родной
Окружающей средой.

9cf57f61bafc0e6bc7f04fbf247a82fb.jpg

17. Помогите составить ребенку рассказ о любом животном моря  по плану:

Кто это.

Где обитает.

Какого размера.

Какого цвета.

Чем питается.

Какую пользу приносит.

Почему это животное мне нравится.

18. Предложите ребенку раскраски по теме. Обсудите изображение, попросите составить рассказ, побуждайте использовать развернутые предложения, эпитеты.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.04.2025

Дата обновления: 25.04.2025

Дата публикации: 25.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».