Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста.
22.04.2025
Многие родители, сталкиваются с проблемой
концентрации внимания у детей дошкольного возраста и не знают, как
её решить. Достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают
не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка. Развивать и
совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму.
Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.
К 5-6 годам внимание детей становится
более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным,
но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого
возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым
(например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на
картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Память
дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего
не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и
припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в тоже время
определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Чтобы
ребенок запомнил, заучил какое-то определенное стихотворение, сочинил
рассказ, сказку, перед ним надо поставить четкую цель: «Вспомни!» Взрослый
должен побудить ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта:
в игре, в продуктивной и речевой деятельности. Очень важно, чтобы цель,
поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в
которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
Для того чтобы развивать
внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих
свойств у ребенка.
1. Объем внимания – количество
предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания
развивается с возрастом. До 3- 4 лет, ребенок может воспринимать только один
объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может
быть уже несколько, обычно 2-3. Чтобы проверить объем внимания, проведите
несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12), накройте их
чем-нибудь, например непрозрачной тканью, затем уберите ткань на 3 секунды,
попросите ребенка запомнить, какие предметы находятся на столе, и вновь
накройте их тканью. Затем попросите ребенка назвать предметы, которые он
запомнил.
2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся
способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.
Для развития концентрации внимания попробуйте заниматься с ребенком,
какой-нибудь деятельностью, требующей сосредоточенности, в шумной обстановке,
например, включив музыку. При этом можно постоянно усложнять задание, делая
музыку все более громкой.
3. Переключаемость внимания – скорость перехода от одного вида
деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой
переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать
утомление и хронические заболевания (например, аденоидит – при котором
затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества
кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может
сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном
образе. Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для
их тренировки, существуют специальные упражнения.
Научить детей думать - значит научить их
анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство
и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно
мыслительные операции становятся при определенных условиях способами
логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное
переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в
памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих
удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью,
необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Игра
способствует развитию внимания и произвольной памяти. Игра помогает значительно
увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать
интеллект и познавательные способности.
Вот некоторые примеры игр и игровых
упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:
Игра «Повтори ритм»
Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками
и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая
хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
Игра «Соблюдай правила»
Вы озвучиваете ребенку определенное
правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда
барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание:
когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
Другим вариантом может быть ходить или
прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать,
не попадая в такт.
Игра «Три задания»
Эта игра помогает расширить объем
внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в
той последовательности, которую вы ему задали. Например:
1. Подпрыгни два раза
2. Назови какой-нибудь
цветок
3. Подойти к деревянному
предмету
Когда ребенок справится, давайте задания сложнее:
1. Хлопай столько раз,
сколько тебе лет
2. Назови дикое животное
3. Дотронься до предмета на
звук «К»
Количество заданий можно увеличивать до
4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
Игра «Разучи стихотворение»
Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать
заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет
способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
Игра «Опиши игрушку»
В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем
описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку
по памяти описать игрушку и её свойства.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите
ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего , повернувшись, ребёнок
отвечает на вопрос :какой игрушки не хватает?
Игра «Разрезные картинки»
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая,
другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам,
открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец
нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Игра «Запомни слова и воспроизведи»
Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как
ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до
десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз
их прочитать и затем повторить задание.
Игра «Продолжай»
Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде
растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово,
подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа».
Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова.
Игра «Угадай слово»
Играют несколько человек, один игрок выходит («водящий»), другие загадывают
слово. Это должно быть существительное, например слово «дом», «водящий» должен
его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три
человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в
нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в
котором есть буква «Д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а
третий «радуга» - немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к
следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.
Игра «Исключение»
Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно
слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен
подпрыгнуть.
Игра «Что изменилось?»
Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит»,
«водящий» в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или
выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а «водящий»
должен понять, что изменилось.
Игра «Цифры-фигуры»
Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел.
Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими
фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры. Чтобы улучшить
концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному
образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все
компоненты узора должны повторяться.
Игра «Корректор»
Например, можно предложить игру в «корректора». Ребенку дают лист с буквами
(можно взять обычную газету), на котором он должен вычеркивать одну какую-то
букву, обводить другую, а все остальные пропускать. Для дошкольников можно
взять лист с рядами геометрических фигур различного цвета.
Упражнение на объем внимания
Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок
рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше
треугольников и назвать количество хлопков.
Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное
количество отличий.
Игра «Ассоциации»
Загадайте ребенку несколько не связанных между собой слов (слон, магазин,
велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут
использованы эти слова. Также вы можете предложить ребенку несколько картинок,
он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а
ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать
сами, но главное — чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем
проще ему будет учиться в дальнейшем.
Игра «Выложи фигуру»
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо
простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка
посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту
фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение
можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить
расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. Другой
вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и
затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует
не только зрительную память, но и умение считать.
Игра «Я положил в мешок»
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.
Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки".
Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я
положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и
добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову,
а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т.
д.): "В саду у бабушки растут груши, сливы..." (Порядок тот же.) В
этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы
ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
Игра «Я – фотоаппарат»
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может
сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребенок в
течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся
на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось
запомнить.
Игра «Сорока-белобока»
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек). Описание: разложить
на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол,
запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться.
Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить,
что сорока утащила, а что подменила.
Игра «Запомнил - нарисовал»
Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с
изображениями предметов. Описание: наклеить на картон шесть
картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены
самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый
листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен
зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд
картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть
все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют
образу.
Игра «Какая она»
Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как
этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и
т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо -
овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое
внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать
его.
Игра «Повтори орнамент»
Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по
12 штук). Описание: взрослый дает ребенку половину игрового
материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную
композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить
из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться
ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные
палочки и пуговицы.
Игра «Кто где живет»
Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных
зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их
домиками, которые даны в хаотическом порядке. Описание: нужно
определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.
Игра «Хлопни в ладоши»
Взрослый называет ребенку разные слова, если он услышал слово,
обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В
другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово,
обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть
ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает
при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с
несколькими детьми.
Несколько советов родителям:
- во
время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное
участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;
- когда
даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной,
понятной и последовательной;
- задания
должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны
немного превосходить умения ребенка на данный момент;
- не
упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими
детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас
удивят
Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому
старайтесь придумывать разные игры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.04.2025
Дата обновления: 22.04.2025
Дата публикации: 22.04.2025