Как формируется самооценка дошкольника и какие факторы влияют на ее становление?

22.04.2025

КРАТКО:

Самооценка — это способность человека оценивать свои сильные и слабые стороны, свои возможности и достижения. Она играет важную роль в формировании личности и влияет на поведение, отношение к себе и другим людям. У детей самооценка формируется постепенно, начиная с раннего возраста, и зависит от множества факторов. Рассмотрим основные этапы и механизмы формирования самооценки у ребенка.

Этапы формирования самооценки

1. Младенчество (0–1 год)На этом этапе ребенок еще не осознает себя как отдельную личность. Однако уже начинают закладываться основы будущей самооценки через взаимодействие с окружающими людьми, особенно с матерью. Если младенец получает достаточное количество внимания, заботы и любви, у него формируется базовое чувство доверия к миру и уверенность в своей ценности.

2. Раннее детство (1–3 года)В этот период ребенок начинает осознавать себя как отдельного индивида. Он учится управлять своим телом, осваивает новые навыки и сталкивается с первыми успехами и неудачами. Важную роль играют похвала и поддержка родителей. Ребенок начинает сравнивать свои достижения с достижениями других детей, что может повлиять на формирование самооценки.

3. Дошкольный возраст (3–6 лет)В этом возрасте ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, участвует в различных социальных ситуациях (детский сад, игры с другими детьми). Самооценка формируется через оценку собственных успехов и неудач, а также через реакцию окружающих (родителей, воспитателей, сверстников). Похвала и одобрение способствуют повышению самооценки, тогда как критика и сравнение с другими могут негативно сказываться на восприятии себя.

4. Школьный возраст (6–12 лет)Начало школьного обучения является важным этапом в формировании самооценки. Успехи в учебе, взаимоотношения с одноклассниками и учителя, участие в общественной жизни школы — все это оказывает значительное влияние на самооценку ребенка. Положительные оценки и признание со стороны учителей и сверстников укрепляют уверенность в себе, тогда как неудачи и критика могут привести к снижению самооценки.

5. Подростковый возраст (12–18 лет)Этот период характеризуется интенсивным развитием личности и формированием идентичности. Подросток активно ищет свое место в обществе, сравнивает себя с другими, стремится к самостоятельности и независимости. Самооценка в подростковом возрасте часто нестабильна и подвержена влиянию мнений сверстников, СМИ и культурных норм. Поддержка семьи и близких людей остается важной для сохранения здоровой самооценки.

Факторы, влияющие на самооценку

  • Родители и семья.
  • Родители являются основными фигурами, формирующими самооценку ребенка. Их отношение, стиль воспитания, ожидания и реакция на успехи и неудачи ребенка оказывают сильное влияние.
  • Теплые и поддерживающие отношения способствуют формированию высокой самооценки.
  • Критика, завышенные требования и чрезмерный контроль могут приводить к низкой самооценке.
  • Школа и учителя.
  • Успехи в школе и оценка учителей играют значительную роль в самооценке школьника.
  • Построение доверительных отношений с учителем и получение положительной обратной связи укрепляют уверенность в себе.
  • Сверстники.
  • Отношения с ровесниками и принятие в группе сверстников важны для самооценки подростка.
  • Дружба, взаимное уважение и поддержка среди друзей повышают самооценку.
  • Одиночество, насмешки или изоляция могут привести к снижению самооценки.
  • Личностные достижения.
  • Успех в выполнении заданий, освоении новых навыков и достижении целей укрепляет самооценку.
  • Неудачи и неспособность справиться с трудностями могут снижать самооценку, если не получают адекватной поддержки.
  • Медиа и культура.
  • Образы, транслируемые средствами массовой информации, могут влиять на восприятие себя и стандарты красоты и успеха.
  • Важно помогать ребенку критически воспринимать информацию и формировать реалистичные ожидания.

Заключение.

Самооценка ребенка формируется постепенно, начиная с младенчества и продолжаясь на протяжении всего детства и юности. Основные факторы влияния включают отношения с родителями, успех в учебе, взаимодействия со сверстниками и культурные нормы. Родителям важно поддерживать ребенка, создавать безопасную среду для экспериментов и ошибок, устанавливать реалистичные ожидания и моделировать уверенное поведение. Здоровая самооценка поможет ребенку успешно адаптироваться к изменениям и достигать личных и профессиональных целей в будущем.

Как родители могут способствовать формированию здоровой самооценки, помогу  вам разобраться на консультации.Записывайтесь на семейную консультацию.



РАСШИРЕННО:

Народная мудрость гласит: 

Посеешь поступок – пожнешь привычку, Посеешь привычку – пожнешь характер, Посеешь характер – пожнешь судьбу!


Эта истина относится и к жизни взрослого человека, и к воспитанию ребенка. От каких поступков родителей зависит самооценка детей? Это и конкретные слова, и ответы на просьбы или капризы, это и вмешательство или невмешательство в дела ребенка, это способы наказания или одобрения, это умение сдерживать эмоции, общаться, разрешать конфликты и многое другое. Не всегда родителям понятно, как поступать правильно. В одних случаях, кажется, что надо делать одно, в других – прямо противоположное. Никто не владеет абсолютной истиной или универсальными рецептами. 

В последнее время довольно часто говорят о важности позитивной самооценки и уверенного поведения, о любви к себе. От чего же зависит уверенность в себе, позитивная самооценка, и как это формируется? Это врожденное или приобретенное качество? 

Самооценка – это оценка личностью себя в целом, своих возможностей, поступков, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая личностью себе или отдельным своим качествам. Она в значительной степени определяет активность личности, отношение к себе и другим людям. 

Уровень самооценки человека влияет на все, о чем он говорит, что думает и делает. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности (определяет успешность) и дальнейшее общее развитие личности. 

Слово «самооценка» подразумевает то, как человек сам себя оценивает. Однако на самом деле самооценка складывается как из внутренних оценок самого себя, так из внешних – оценок родителей, педагогов, окружающих людей. Именно через опыт общения с близкими людьми и их оценки ребенок узнает себя и свои возможности в этом мире. 

Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом. 


Функции самооценки. 

Главная функция самооценки состоит в регуляции поведения субъекта. Через включение самооценки в структуру мотивации человек осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. Реализация этой функции предполагает решение задач личностного выбора. Одной из основных является также сигнализирующая функция самооценки, предоставляющая индивиду субъективную обратную связь – положительную или отрицательную, сигнализирующую об адекватности действий человека и степени благополучия его жизни. Еще одна функция самооценки – защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. 

Таким образом, самооценка влияет на построение взаимоотношений с другими людьми, способствует осуществлению самоопределения, самовыражения и самореализации, определяет построение жизненных стратегий, при необходимости выполняя функцию психологической защиты и функцию сохранения внутренней стабильности и согласованности личности.


Факторы влияющие на формирование самооценки. 

На формирование самооценки влияют многие факторы. Прежде всего, это отношения со значимыми другими (родители, педагоги, сверстники) – значимость различных категорий определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте родители (особенно отношения с матерью – неразвитость отношений с которой может служить причиной заниженной самооценки), в младшем школьном – педагог, в подростковом – сверстники. 

Специально выделены отношения с родителями. Имеет значение: характер детскородительских отношений (стиль воспитания), положение ребенка в семье по старшинству, социально-экономический статус семьи. Осознание особенностей деятельности и успешность ее освоения. 

Мы все время от времени независимо от возраста задаемся вопросами: Кто я такой? Откуда я могу узнать, кто я? Как я могу стать тем, кем являюсь на самом деле? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, человеку нужен Другой, во взаимоотношениях с которым он будет искать себя и понимать себя. Этим важным человеком в жизни ребенка являются родители. Они помогают ему ответить на все эти волнующие вопросы. И как следствие, могут помочь ребенку в формировании позитивной самооценки, самоуважения и уверенного поведения. 

Все люди нуждаются в поддержке, особенно в вопросе самоценности. И поэтому, для приобретения уверенности в себе, позитивной самооценки человек должен приобрести три вида опыта, а именно: опыт уважительного внимания, справедливого отношения к нему со стороны других людей, а также признание ими его ценности. 

Рассмотрим каждое их этих трех условий развития личности:

Первое условие заключается в соблюдении и принятии границ ребенка. Каждому ребенку нужно, чтобы принимали его границы. Необходимо уважение к тому, что является его решением, его желанием, его целью и намерением, чтобы тем самым другие люди с уважением относились к тому факту, что он – автономный человек со свободной волей. 

Рекомендации: 

♦ Выделите для ребенка отдельную комнату, желательно не проходную, чтобы он мог там уединяться, заниматься, читать, играть, приглашать друзей. Если такой возможности нет, то выделите ему угол, где будет стоять его стол, на котором будут неприкосновенны его вещи и будет соблюдаться тишина во время его занятий. 

♦ С уважением относитесь к его увлечениям, дружеским отношениям, к самостоятельно принятым им решениям, даже если Вам кажется это непонятным и абсурдным. Ошибаясь, ребенок будет приобретать опыт и ответственность за принятые им решения. 

Второе условие формирования устойчивой позитивной самооценки – это справедливое отношение со стороны близких людей. 

Каждому человеку требуется оценка того, какой он есть, но мерки этой оценки не должны отличаться от тех, по которым оценивают других. Каждому знакомо, как это болезненно, когда чувствуешь, что обошлись несправедливо, что тебя недооценили! Как неприятно чувствовать, что тебя не замечают, быть высмеянным за хорошее намерение и проявление доброй воли; получить заниженную оценку того, что ты сделал, в чем очень старался. 

Часто родители используют сравнение с другими детьми как способ подтолкнуть ребенка к развитию, к достижениям. Особенно болезненным для ребенка оказывается, когда он все время проигрывает эту, не им начатую конкуренцию, или, как бы он ни старался, его достижения обесцениваются или недооцениваются. Зачастую родителю кажется это хорошим стимулом. Но руки у ребенка могут опускаться, и появляется отсутствие желания вообще что-либо делать. Ведь все равно это будет не так или недостаточно. Если значимые люди относятся к ребенку несправедливо и если в отношении важных для него вещей несправедливое отношение повторяется вновь и вновь, то можно просто потерять веру в то, что ты собой вообще что-либо представляешь. 

Точно также и чрезмерные требования могут вызвать стресс, сомнение в собственной ценности. Когда к ребенку все время или часто предъявляются завышенные требования, и он каждый раз сталкивается со своей несостоятельностью, то возникает разочарование собой, своими способностями, иногда полное обесценивание себя. Это значит, что развивая ребенка, не следует заставлять его перепрыгивать через десять ступенек, а преодолевать по одной-две, постепенно наращивая уверенность в возможности преодолеть что-то на сегодняшний день невозможное. 

Так рождаются перфекционисты и неудачники. Перфекционисты – это люди живущие в постоянном надрыве, ставя перед собой все время завышенные цели и достигая их любой ценой. Они не могут наслаждаться жизнью и получать удовольствие от мелочей проявления жизни. 

Другие становятся апатичными и совсем перестают пытаться что-то делать и чего-то достигать, не веря в свои силы, так как планки слишком высоки и они знают, что ее им не перепрыгнуть, все время обесценивая невысокие и реально достижимые цели. 

Действовать справедливо означает вести себя соответственно тому, что собой представляет ребенок, соизмеримо с теми способностями и возможностями, которые находятся в его распоряжении. Обходиться с ребенком справедливо – означает предъявлять к нему требования соразмерно тому, что он собой представляет, учитывать уровень его развития, его способности и предпочтения, признавать значение этого и ценность. 

Не осуждать, не переоценивать, а адекватно относиться к ребенку с его особенностями, научиться ценить то, чем ваш ребенок обладает и какой он есть. В каждом ребенке всегда можно найти, за что ценить и уважать его. Но в похвалах и позитивных оценках надо быть откровенным и честным с ребенком, иначе это может привести к противоположному результату. Так как ложь будет им распознаваться и это тоже может привести к обесцениванию себя. Дети чутки ко лжи родителей, даже если им кажется, что они хорошо ее замаскировали. «Если мама (или папа) обманывает меня, расхваливая меня, значит, на самом деле, меня не за что ценить и хвалить по-настоящему».

Рекомендации для родителей: 

♦ Акцентируйте внимание на том, что получается у Вашего ребенка лучше всего, отмечайте любые его старания и достижения. 

♦ Справедливо и с уважением относитесь к его способностям в той или иной сфере, даже если вы для ребенка запланировали другой характер и другие способности. 

♦ Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другим более успешным ребенком. 

♦ Обязательно учитывайте уровень его возможностей, требуя выполнения того или иного задания. Это не означает, что не надо разносторонне развивать ребенка. 


И наконец, третье условие, для полного раскрытия способностей и свободы ребенку необходим опыт признания другими его ценности. Важно, чтобы через общение с близкими ему людьми он понял, что это хорошо и правильно – то, какой он есть, чтобы эти люди одобрительно реагировали на поступки, в которых проявляется его характер, его целеустремленность, его индивидуальность, чтобы признавали самостоятельно принятые им решения, поощряли, что он живет в соответствии с самим собой. 

Здесь групповой эгоизм, эгоизм воспитателей или родителей может в значительной степени навредить ребенку, привести к полному отказу ребенка от себя и от своих проявлений, от своей сущности в угоду соответствия требованиям родителей и социума. «Важнее соответствовать социальным рамкам и правилам, чем жить счастливо в ладу с самим собой» или «Что скажут и подумают люди, если я поступлю тем или иным образом?» 

Так ребенок учится предавать себя, отказываться от своих проявлений и притязаний. Он пытаться угадать, что от него ждут окружающие. Он все время насторожен, всматриваясь в других людей, чтобы успеть вовремя подстроиться под пожелания и требования окружения. В это момент он забывает, что нравится ему, чего хочет он сам. Такие люди, когда вырастают, не знают ничего про свои желания, они все время отгадывают желания других. В этом случае сложно ставить перед собой цели и достигать их, разве что кто-то это сделает за них или подсмотрят чужие ориентиры в жизни. 

Дети, от которых требуют в основном послушания, становятся непритязательными, тихими, до боли покладистыми. 

Некоторым родителям важнее иметь ребенка-паиньку, удобного, тихого и незаметного, нешумного, который умеет сам себя занять, не отвлекает от дел взрослых. К сожалению, довольно часто в семье, школе и других социальных группах наиболее ценным является послушное и тихое поведение. 

Зачастую ребенок с ярким характером, инициативный, знающий чего он хочет, что ему нравится, умеющий настаивать на своем становится камнем преткновения в детском саду и школе. Яркие проявления характера и любопытный нрав ребенка могут утомлять взрослого.


Конечно же, очень важно находить баланс между требованиями социума и собственными потребностями и претензиями на жизнь. 

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок стал яркой личностью, понимал, чего он хочет, был профессионально успешен и счастлив в личной жизни, то 

Рекомендации: 

♦ Позволяйте ребенку принимать самостоятельно решения и поддерживайте его в этом. Только проверяя правильность принятого решения, исправляя ошибки, можно научиться быть ответственным и самостоятельным. 

♦ Признавайте за ним право иметь собственное мнение и уважайте его, когда он отстаивает его, даже если это приводит к спору и несогласию с Вами. Это не означает подрывание Вашего авторитета, но таким образом, он сможет уважать свое мнение и мнение другого, учится искать компромисс. 

♦ Хвалите ребенка за его успехи, пусть даже маленькие. Маленькие, но уверенные шаги быстрее приведут к достижениям, чем огромные прыжки. 

♦ Поддерживайте ребенка в его настойчивости пробовать снова и снова что-то выполнить через ошибки, если не получается с первого раза. 

♦ Не ругайте его за ошибки, не обесценивайте его усилия, если у него что-то не получается сразу. Хочу такой сайт

♦ Почаще обнимайте своего ребенка и говорите ему как важно и хорошо, что он есть в Вашей жизни, как ценны для Вас хорошие, дружеские отношения с ним и как Вы хотите достичь взаимопонимания с ним. 

Уровни самооценки 

Самооценка связана с уровнем притязаний человека – степенью трудностей целей, которые он себе ставит и определяющее, какие достижения он будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех. 

Для нормального развития личности важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека (ребенка) в какой-либо деятельности. Неадекватной – когда не соответствует успешности человека: завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). 

Выделяют следующие уровни самооценки: завышенный, высокий, средний, низкий (заниженный). 

Если ребенок имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачей. Такие переживания болезненны, и чтобы избежать их ребенок должен либо изменить свою самооценку, снизив ее и свои притязания, или как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливостью других людей. В особо сложных случаях ребенок как бы не замечает собственный неуспех, игнорирует его. В этом проявляется действие защитных психологических механизмов. 

При заниженной самооценке ребенок ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию. 

Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень самоуважения (вера в собственные силы и возможности; принятие себя, любовь к себе), общей самооценки. Человек с высоким уровнем самоуважения – это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий. 

Низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением утвердить себя за счет окружающих (болезненно реагируют на шутки со стороны окружающих, остро воспринимают критику, склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству, характерна постоянная боязнь проявить свою несостоятельность в глазах других людей). 

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности, проявляющийся в стойкой уверенности человека в собственной несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы. Именно эти люди, а не люди с высоким самоуважением часто выглядят как самоуверенные зазнайки, нуждаются в поддержке и помощи окружающих. 

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что ребенок начинает неправильно себя оценивать. Вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др. Самооценка внешне выражается в том, как ребенок оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижения индивида.

Рекомендации по профилактике «комплекса звёздности» 

Не очень благоприятна с точки зрения развития личности не только заниженная, но и завышенная самооценка (так как в этом случае ребенок тоже отказывается от деятельности, винит других в своих неудачах, может становиться конфликтным в межличностном общении). 

Давайте, рассмотрим профилактические меры по предупреждению «комплекса звездности». 

♦ Не бойтесь хвалить ребенка. Похвала – это фактор, без которого не может развиваться адекватная самооценка. 

♦ Однако похвала должна быть уместной. 

♦ Хвалить не за достижения, а радоваться тому, что ребенок есть, принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями. 

♦ Исключить наказание ребенка за неудачи и провалы – это опыт, пусть и негативный. 

♦ Учить детей не бояться ошибок, неудач. Оказать помощь в анализе случившегося, формулировании выводов. 

♦ Демонстрировать, что ребенок важен и ценен для взрослых вне зависимости от его успешности. 

О том, какой он — хороший, дорогой, способный, или плохой, никому не нужный, неудачник — ребенок узнает только от взрослых и прежде всего от родителей. Если эмоциональное ощущение себя складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Он становится «трудным» и для себя и для окружающих. 

Чтобы не допускать разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.


Рекомендации по формированию адекватной самооценки 

♦ любить ребенка безусловной любовью и показывать ему свою любовь, безусловно принимать его; 

♦ не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется; 

♦ помогать, когда ребенок просит; 

♦ предоставлять ребенку возможность проявления самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности, повседневных делах, но и не перегружать; 

♦ оценивать не самого ребенка, а его поступки и действия; 

♦ поддерживать успехи; 

♦ стремиться давать развернутые оценочные суждения; 

♦ бывать (читать, играть, заниматься) вместе; 

♦ делиться своими чувствами (значит доверять); 

♦ избегать сравнения ребенка с другими детьми; 

♦ показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам; 

♦ читать литературные произведения о людях успешных в науке, искусстве; 

♦ использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. 

♦ обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 и более раз в день;

♦ чтобы самооценка ребенка оставалась сохранной, был интерес и уважение к себе и окружающим – на одну критику должно приходиться 7 похвал. Работает ли это правило в Вашей семье? 

Для формирования адекватной самооценки можно использовать обратные связи со стороны других людей – те мнения, отношения, оценки, которые другие люди дают ребенку. Направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Используя их, ребенок строит свою самооценку. Если обратные связи позитивны, они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой. 

Развитие самооценки (возрастные этапы) 

В дошкольном возрасте наблюдаются следующие особенности формирования самооценки: после прохождения кризиса трех лет, на котором отношение к себе преломляется через успешность в достижении результата в предметно-практической деятельности, основным источником его отношения к себе (до 5,5 лет) продолжает выступать опыт в продуктивной деятельности. 

С 5,5 лет в сферу отношений ребенка к себе проникает опыт взаимоотношений со сверстником и он начинает смотреть на себя его глазами, что отчасти снижает сложившуюся ранее в общении с родителями завышенную самооценку ребенка. 

В 5,5-6 лет ребенок перестает связывать самоотношение со своими успехами-неуспехами в продуктивных видах деятельности напрямую. 

К 7 годам мнения окружающих его людей (сверстники, воспитатели) непосредственно определяют самоотношение ребенка. Знания о себе и своей состоятельности ребенок получает через оценки своей успешности другими людьми. Механизмом смены ориентира с предметной деятельности на взаимоотношения с другими людьми выступает смена формы общения. Оценки людей касаются не его деятельности, а его самого как личности и ориентируют дошкольника на восприятие и оценки окружающих в том же качестве. Будучи интериоризированными ребенком, эти оценки начинают выступать критерием его собственной самооценки. 

Таким образом, самооценка ребенка развивается под влиянием успешности в деятельности, а затем, в старшем дошкольном возрасте – под влиянием взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми. Исследования психологами общего отношения к себе дошкольников 5-7 лет показали, что подавляющее большинство детей оценивали себя положительно. Была выявлена тенденция к завышению прогнозирования своих возможностей, что является возрастным феноменом. 

Главной причиной заниженной самооценки часто выступает неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком. 

Таким образом, к началу старшего дошкольного возраста ребенок имеет определенное мнение, сопряженное с отношением к себе, обусловленное детско-родительскими отношениями в раннем возрасте и успешностью/неспешностью деятельности в раннем и младшем дошкольном возрасте. Наблюдается тенденция к высокой положительной самооценке старших дошкольников. 

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. 

Однако присутствуют дети с заниженной самооценкой, причины которой следующие: - объективные недостатки - низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; - другие: неуспех в деятельности, в общении; угроза отчуждения в детстве (нелюбовь родителей). Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. 

В дошкольном возрасте у ребенка стремительно развиваются полярные представления об окружающем мире (и велик риск скачков самооценки), поэтому родителям следует избегать: 

♦ переусложнять правила поведения. Если сегодня нельзя лазить на дерево, значит, нельзя никогда. Вариант «Сегодня нельзя. Потому что ты в новых джинсах» не рассматривается, будьте последовательны и не придумывайте новые правила сверх уже установленного в семье кодекса. Чрезмерные ограничения провоцируют чувство вины, а это прямой путь к заниженной самооценке; 

♦ душить инициативу. Если ребенок хочет помогать, с радостью принимайте его в свои дела (даже в ущерб скорости приготовления обеда и чистоте пола на кухне). Пройдет 1-2 года, и о помощи вам придется упрашивать. Поэтому пользуйтесь моментом сейчас, так вы воспитаете в ребенке потребность проявлять инициативу, чувство значимости (и здоровую самооценку вместе с ними). 

Позитивная самооценка, основы которой были заложены еще в дошкольном возрасте, оказывает непосредственное влияние на успешность обучения ребенка в школе. С другой стороны, сам учебный процесс воздействует на школьника, играя тем самым заметную роль в формировании личности в целом и самооценки в частности. 

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. От характера личностных представлений ребенка о себе самом зависят большая или меньшая уверенность в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор той задачи, которая по степени ее трудности является посильной ребенку. 

Так, дети с заниженной самооценкой склонны чуть ли ни в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением. 

Представления о своей ценности, складывающиеся у ребенка еще до поступления в школу, вызывают у него целый ряд ожиданий, связанных с учебой и школой. Они либо способствуют движению ребенка вперед к успеху, либо не дают ему возможности успешно продвигаться в учебной деятельности, учитель, не наносящий вреда самооценке ребенка, прививающий ему ощущение собственной ценности, может помочь ребенку сформировать положительные представления о самом себе. А относительно высокая и устойчивая самооценка, гармоничная по своему строению будет способствовать благополучному и успешному развитию полноценной во всех отношениях личности. 

Начиная с младшего школьного возраста, можно говорить о «настоящей» самооценке ребенка, которая складывается на тех же принципах, что и у взрослого. К сожалению, по наблюдению психологов с каждым годом детей с адекватной самооценкой становится все меньше и меньше. Нездоровое восприятие самого себя проявляется двояко: либо завышенным самомнением или самоунижением. Различны только корни проблемы: ребенок с завышенной самооценкой не хочет играть, потому что опасается не выиграть, а дети с заниженной самооценкой избегают осуждения и насмешек. И в том, и в другом случае ребенок подсознательно ждет оценки от других и боится ее услышать. 

Следует помнить, что уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.04.2025

Дата обновления: 22.04.2025

Дата публикации: 22.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.



Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».