19.12.2021
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о кризисе семи лет, взаимоотношениях детей со взрослыми в период кризиса. И прежде всего, нам надо определить, что же такое кризис семи лет, его проявления.
Кризис семи лет - это кризис в развитии ребенка, он возникает, когда ребенок переходит из дошкольного возраста в младший школьный возраст. У каждого ребенка кризис наступает индивидуально, может и в 5 лет, а может только ближе к 8-ми годам.
Ученый Л. С Выготский в своих работах выделил такие симптомы кризиса:
- манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);
- потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;
- симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
В поведении ребенок перестает быть непосредственным, естественным, сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, представлением о собственных возможностях.
Кроме того, в психолого-педагогической литературе выделяются следующие симптомы:
- пауза: ребенок не выполняет просьбы и указания родителей, либо оттягивает время их выполнения. Делает вид, что не слышит, о чем его просят;
- спор: в ответ на просьбы и требования родителей ребенок начинает возражать, оспаривать свое право, не подчиняться;
- непослушание: отказ выполнять привычные требования или обязанности;
- хитрость: ребенок начинает пытаться хитростью избежать необходимости делать что-то, чего он не хочет;
- упрямство по малейшему поводу и без него, чаще всего обусловленное настроением ребенка в настоящее время.
- «взрослое поведение»: может проявляться, как подражание кому-то из членов семьи или претензия на рассудительность в споре с родителями, когда ребенок начинает «логически обосновывать свое непослушание и нежелание подчиняться»;
- внешний вид: ребенок начинает уделять больше внимания своей одежде и внешности. Стремится сам выбирать, что надеть. При этом главный критерий выбора – «как у всех»;
- неадекватная реакция на критику: обиды, слезы, упреки, как следствие отсутствия «должной» реакции родителей на поведение, поступки или продукты деятельности ребенка;
- самостоятельность: желание взять на себя некоторые обязанности взрослых.
Итак, мы познакомились с симптомами кризиса семи лет. Для того, чтобы вы могли определить симптомы кризиса семи лет у ваших детей, предлагаю поиграть в игру «Какой он – мой ребенок».
Цель: определить, какие качества видят родители в своих детях.
Каждый родитель обведите вначале правую ладонь, затем левую. На правой руке (на каждом пальце) напишите положительные качества ребенка, на левой – отрицательные. В центре ладони напишите имя ребенка (или какое-либо ласковое слово, которым часто называете ребенка в семье).
Примеры положительных качеств ребенка: доброта, эмпатия, открытость, энергичность, активность, общительность, любознательность, артистичный, вдумчивый, вежливый, весёлый, доблестный, заботливый, креативный, культурный, самостоятельный.
Примеры отрицательных качеств: упрямство, непослушание, хитрость, конфликтность, негативизм, капризный, требовательный, повышенная утомляемость, спорит, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, равнодушие, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность, ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, чрезмерно вежлив, старается угодить воспитателям и родителям, низкая самооценка.
А сейчас посмотрите внимательно на наш список качеств. Это «классический» портрет детей в период кризиса семи лет и это закономерное развитие ребенка. Подчеркните те качества, которые совпадают с нашим списком. Если большинство качеств совпали, то можно утверждать, что у вашего ребенка кризисный период.
Портрет ребенка в период кризиса семи лет:
1. Пауза («Не слышит обращений»)
2. Спор
3. Непослушание
4. Хитрость.
6. Внешний вид
7. Упрямство
8. Требовательность.
9. Капризы
10. Реакция на критику
11. Общие вопросы
12. Самостоятельность
13. Самостоятельные занятия
Как вы думаете, влияет ли кризис семи лет на взаимоотношения детей со взрослыми? Каковы особенности взаимоотношений детей со взрослыми?
Главная составляющая взаимоотношений ребенка и взрослого является общение. В старшем дошкольном возрасте при общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ключевые темы: происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов). Сам перечень ключевых тем разговоров детей шести-семи лет свидетельствует о выходе за пределы конкретной ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка седьмого года жизни, о его стремлении найти свое место в мире. Отсюда и обращение к родителям за информацией, стремление сделать их экспертами в ситуации обсуждения общих вопросов. Характерной чертой обсуждения является стремление ребенка к собственному анализу информации. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. При этом он делает это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту. Ребенок «проверяет» правильность своих рассуждений, следя за реакцией взрослого. Кроме того, в этом типе поведения есть и черты ранее описанной рассудительности. Хотя рассуждения ребенка и бывают порой достаточно наивными, попытка самостоятельно проанализировать полученные от взрослого сведения составляет отличие от вопрошания в более младшем возрасте. Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес ребенка к истории семьи, к семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, о детстве родителей, о живущих далеко (или покойных) дедушках и бабушках.
Отмечается также интерес к семейному архиву. Увидев старые семейные фотографии (а часто и попросив их достать), ребенок начинает спрашивать о том, кем приходится ему или родителям изображенный на фотографии человек. Можно заключить, что так проявляется стремление ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей.
Таким образом, взрослый становится для дошкольника главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Взрослому необходимо разговаривать с ребенком, рассказывать о том, чего сам дошкольник не знает, не видел, расширять его представления.
Несмотря на то, что ребенка в старшем дошкольном возрасте удовлетворяют любые ответы взрослого, эти ответы не должны искажать действительность и допускать в сознание ребенка все объясняющие волшебные силы. Кроме того, вопросы не должны оставаться без ответа.
У нас вами получилась очень интересная работа. Предлагаю подвести итог. Закончите, пожалуйста,предложения:
1. Из разговора я понял (ла) …. ;
2. Мне не понравилось….;
3. Мне очень понравилось…. ;
4. Мне бы хотелось узнать побольше о …
Ответы пришлите в л/с, а также можно поделиться опытом общения с детьми в семье.
Спасибо большое за работу!
Рекомендации родителям по сглаживанию отрицательных проявлений у ребенка кризиса семи лет:
1. Самое главное - помните, что такое поведение ребенка лишь временное явление, при правильно отношении к ребенку вскоре все придет в норму.
2. Постарайтесь поменьше опекать вашего ребенка. Ведь он уже подрос и ему хочется быть и показать вам, что он может быть самостоятельным.
3. Старайтесь аккуратно, завуалировано обозначать обязанности ребенка, т.е. ваши «ты должен» так, чтобы ребенку захотелось самому выполнить эту работу.
4. Если ребенок начинает спорить с вами, пусть спорит. Но при этом требуйте от него аргументированного мнения.
5. Отвечайте на вопросы ребенка - ему в этом возрасте интересно все, его любознательность не знает границ
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2021
Дата обновления: 09.12.2024
Дата публикации: 19.12.2021