Дети должны быть вместе.
10.04.2025
«Инклюзивное
образование» – это обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ). Иными
словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации
здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными
возможностями.
По мнению специалистов Института проблем
инклюзивного образования г. Москвы к категории особенных детей относятся:
1. Одаренные дети.
2. Дети с ОВЗ
(ограниченные возможности здоровья), имеющие недостатки в физическом и (или)
психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с
тяжѐлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие,
в том числе дети-инвалиды.
3.Дети-аутисты.
4. Гиперактивные дети.
5. Леворукие дети.
6. Дети, поменявшие
местожительства, дети мигрантов и иностранных граждан.
Многие из вас боятся,
что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет мне хочется сказать, что
сами дети часто не выделяют ребенка-инвалида как особого. Они просто не знают
или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не
значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. Ведь согласитесь,
что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих
конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с
другими.
История из жизни: в
группе появился ребенок с ОВЗ и все-все вокруг: нянечки, воспитательница, постоянно кружатся около этого ребенка. И у
некоторых «обычных детей» это вызвало негативные эмоции - ревность, обиды. Чем
же закончилась наша история? Негативные эмоции, ревность по отношению к ребенку
с ОВЗ сменились на качества, которые раньше в воспитанниках не замечались. Они
стали более внимательными, терпимыми. Изменился и сам процесс воспитания в
группе, стал, более индивидуальным для всех детей. Постепенно «включились» и
родители, и это стало общим делом.
- Мне не понятно для чего соединять разных детей?
Вывод: Непреложная
истина: право на образование – это право любого человека. А образование детей -
это основное и неотъемлемое условие их социализации. Долгие годы система
образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не
имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не
брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации
очевидна и поэтому возникла потребность во внедрении такой формы обучения,
которая создаст им оптимальные условия обучения. На сегодняшний день
инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ,
федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите
инвалидов в РФ», а также Конвекцией о правах ребенка и Протоколом №1
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году
Россия подписала конвекцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать
четвертой Конвекции говорится о том, что в целях реализации права на
образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на
всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Принцип инклюзивного
образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных учебных
заведений принимают детей с особыми образовательными потребностями или особыми
возможностями здоровья (ОВЗ), не зависимо от их социального положения,
физического, эмоционального и интеллектуального развития и создаѐт им условия
на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих
детей.
Одним из важных условий
организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового
детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
·
для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы
специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки
(реклинаторы);
·
следует предусмотреть наличие пандуса;
·
для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства
(очки, лупы, линзы и др.);
·
тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и
совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране
зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
·
для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие
технические устройства.
Помимо оснащения
специальным оборудованием в группе, где есть ребенок с ОВЗ, дополнительно
оснащается различным демонстрационным, дидактическим материалом для всех детей.
Инклюзивное обучение
признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Направление на развитие инклюзивного образования так же становиться одним из
главных в российской образовательной политике.
Когда мы говорим об
инклюзивном воспитании и образовании, мы подразумеваем, что все дети разные,
они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный
цвет волос, разные способности, но все дети могут развиваться и учиться. При
этом система адаптируется к потребностям ребенка.
Следует отметить, что
инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный и он
возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного
процесса: это воспитатели, психолог, логопед, врачи, администрация дошкольного
учреждения и конечно же родители. Но центральной фигурой всегда остается
ребенок. Когда ребенок-инвалид попадает в обычный детский сад, то должны быть
созданы определенные условия.
Давайте поговорим об этих условиях:
ü Одно из первых условий – это специально
подготовленные для работы с этими детьми педагоги. Воспитатели, в чьих группах
находятся дети-инвалиды, должны постоянно обучаться, повышать свою
педагогическую квалификацию. Это и прохождение специальных курсов, семинаров,
прослушивание лекций, получений индивидуальных консультаций специалистов, обмен
опытом с другими педагогами. Процесс обучения педагогов должен быть непрерывным
и качественным. Профессиональный рост воспитателя – несомненный плюс в
инклюзивном воспитании и образовании.
ü Следующие условие пребывания ребенка-инвалида в
обычном детском саду – это особый медицинский контроль как за таким ребенком,
так и за всеми детьми группы. Медицинская поддержка должна быть оказана всем
воспитанникам без исключения. Что тоже является плюсом инклюзивного воспитания
и образования. Помимо особого медицинского контроля инклюзивное воспитание и
образование предполагает и поддержку психолога. Психологическая поддержка, как
и медицинская, должна быть направленна не только на такого ребенка, но и на
детей всей группы. В психологической поддержке нуждаются так же педагоги.
Какие положительные моменты, для обычных детей, возникнут
в процессе общения с особенными детьми?
1. Здоровый ребѐнок
станет добрее, внимательнее, терпеливее;
2. Здоровый ребѐнок
научится помогать другим;
3. Здоровый ребѐнок
получит опыт сочувствия, сострадания;
4. Здоровый ребѐнок
научится быть терпимым;
5. Это сблизит
педагогов и детей;
6. Это расширит
представления здорового ребѐнка о жизни общества.
7. А также, это оснащение
специальным оборудованием и дополнительное оснащение дидактическим и игровым
материалом.
8. Медицинская и
психологическая поддержка обучающихся.
9. Профессиональный
рост педагога.
Несомненными плюсами
инклюзивного воспитания и образования является то, что «обычные» дети учатся
быть терпимыми друг к другу, доброжелательными. Инклюзия помогает развивать у
здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников,
чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Формируется
ответственность, уважение к правам других, усиливается умение помогать
товарищу, который попал в трудную ситуацию. Инклюзия дает возможность детям
почувствовать себя на месте другого - содействует развитию толерантности, а
это, родители очень важное качество.
Конечно, вопрос
инклюзивного образования – это достаточно гибкий и деликатный вопрос. Но каждый
из нас может сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое
отношение к особенным детям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2025
Дата обновления: 10.04.2025
Дата публикации: 10.04.2025