Творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста: способы его развития. Консультация для родителей
07.04.2025
Воображение –
это познавательный психический процесс создания новых образов на основе
переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в
предшествующем опыте. Начав развиваться в два-три года,
воображение поэтапно достигает подлинного расцвета в старшем дошкольном
возрасте – сензитивном (наиболее чувствительном) периоде для
развития творческого воображения. Именно в этот период закладываются уникальные
возможности, наверстать которые в дальнейшем будет очень сложно или даже
невозможно.
Основная задача воображения -
представление ожидаемого результата до его осуществления. По мере развития в
будущем это основа одной из функций сознания – способности предвидеть
эффективность достижения целей и выбор подходящих средств достижения этих
целей. Задумайтесь, по сути, речь идет об умственных способностях взрослого
человека. А начинается все с развития воображения в дошкольном возрасте.
Творческое воображение – это психический
процесс, обеспечивающий создание новых образов без опоры на готовое описание
или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном
создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом
творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает
ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Помимо
своей познавательно-интеллектуальной функции, воображение у детей выполняет
также аффективно-защитную роль. Она заключается в предохранении легко ранимой и
слабо защищенной души ребенка от чрезмерных впечатлений от непонятного и
неопределенного мира, избыточных
переживаний и травм. Эмоционально-защитная роль воображения заключается в том,
что через ситуацию, которую может представить ребенок, происходит разрядка
возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов,
которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
Для
развития воображения большую роль играет накопление, расширение кругозора
ребенка. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и
смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или
явления. Воображение способствует умственной концентрации, повышает
интенсивность внимания. Воображение играет большую роль в способности планировать
свои действия, проработке последовательности действий пошагово, что поможет
дошкольнику в дальнейшем управлять своей деятельностью. С помощью воображения
ребенок познает окружающий мир, оно позволят заполнить пробелы в знаниях,
помогает объединить не понятные детям впечатления, создавая целостную картину
мира.
Чем
лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему будет включаться в
учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым в
начальной школе.
Выявить уровень
развития творческого воображения можно с помощью следующих методик: «Дорисовывание фигур» (автор - П. Торренс, модификация О. М. Дьяченко), «Составь предложение» (модификация Т. В. Чередниковой), «Перестановка
спички» (автор Т. В. Чередникова, модификация В. Т. Кудрявцева), «Несуществующее животное» (модификация А. Э. Симановского) и др. Тестирование
должен проводить специалист.
Как
показывает практика, развитие воображения у дошкольников хорошо
осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций,
психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное
воображение. Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой
«Психогимнастика в детском саду».
Для развития
воображения применяются:
- Игры, направленные на создание образов на основе
заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов,
конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.)
- Игры, предполагающие самостоятельное творчество
детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою
коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом,
фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.) .
- Артистические игры, которые способствуют не только
развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр
теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и
др.) .
- Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать
интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям
представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся
игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
- Игры-импровизации можно применять на всех видах
занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый
описывает ситуацию («Я - кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка»), а дети
ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его
посредством телесных движений.
- Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых
вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок
перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать
проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме
воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
- Игры-путешествия проводятся по заранее составленным
сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.
Воображение
играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии,
которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который
снимает временные и пространственные ограничения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2025
Дата обновления: 07.04.2025
Дата публикации: 07.04.2025