Адаптация выпускников детского сада к обучению в начальной школе.
03.04.2025
Психолого-педагогические рекомендации по решению
проблемы школьной дезадаптации.
Все больше дошкольников не
хотят или даже боятся идти в школу, плохо адаптируются к новой жизни. Самые
распространенные «школьные страхи» - не оправдать ожидания взрослых, общаться с
учителем и одноклассниками, отвечать у доски и тому подобное. Даже любознательные
и активные в детском саду малыши нередко в школе не проявляют интереса к
учебной деятельности.
Как заинтересовать детей
учебой деятельности в школе и настроить на уверенное и успешное вхождение в новый жизненный
этап?
Современная школа базируется
прежде всего на классном учителе-профессионале, а уже потом - на различных
технических новациях, евроремонтах, иностранных связях и тому подобное. Если бы
мы могли поставить вопрос, что важнее для ребенка - профессиональное знание
учителем предметов или его любовь к детям, ответ был бы, пожалуй, довольно
неожиданным. Для ребенка в начале обучения решающее значение имеет любовь
учителя, а не знание им предмета. Разумеется, мы не говорим о том, что учитель
в начальной школе должен быть невеждой. Конечно, важно, чтобы любовь и его вера
в ребенка были связаны с глубоким профессиональным знанием предметов. Это и
будет идеальный педагог для вашего ребенка.
С приходом в школу
начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная
позиция-ученик, то есть непосредственный участник одной из форм общезначимой
деятельности - учебной, требующей большого напряжения и сил. К ребенку в этот
период выдвигаются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые
товарищи, новые отношения со взрослыми, которые также требуют определенных
моральных усилий и опыта.
Поступая в школу,
большинство первоклассников проявляют искреннее желание учиться. Их привлекают
внешние моменты школьной жизни: школьная сумка, новые тетради, яркие учебники,
сама школа, друзья. Важно обеспечить его безболезненное принятие нового вида
деятельности.
Психологическая готовность
ребенка к школе характеризует его способность усваивать учебный материал в условиях
урока. Низкая психологическая готовность ребенка к обучению выражается в том,
что он недостаточно эффективно может управлять на уроке своим поведением и
познавательными процессами для успешного освоения учебного материала.
6-7 летний возраст - это
переломный этап в развитии ребенка, когда происходит существенная перестройка
всех физиологических функций. В этом возрасте проявляются новые возможности в
активности головного мозга. В этот период резко увеличиваются ресурсы детского
организма, интенсивно развиваются все системы организма:сердечно-сосудистая,
дыхательная, опорно-двигательная, эндокринная и др. С началом обучения у
ребенка меняется привычный образ жизни, установленный режим дня, появляется
много новых обязанностей, расширяется круг общения. Все эти факторы,
безусловно, влияют на физическое и эмоциональное состояние маленького школьника.
Большинство дошкольников
посещают подготовительные занятия. Родители часто рассчитывают на то, что дети
будут подготовлены к школе силами воспитателей, учителей, проводящих эти
занятия. Но опыт показывает, что ни одно учебное заведение не сможет заменить
семейное воспитание. Если в семье занятиями ребенка не интересуются, он
начинает относиться к учебе небрежно, невнимательность родителей глубоко
оскорбляет его, он замыкается в себе, перестает стараться.
С началом школьной жизни меняется дневной
график, к которому ребенок привык в детском саду. Возрастает нагрузка,
увеличивается утомляемость, что может привести к апатии, безразличному
отношению к учебе или, наоборот, к чрезмерной возбудимости, раздражительности.
Поэтому родителям нужно с самого начала организовать оптимальный режим дня:
равномерно распределять время для учебы, отдыха. Пока не пройдет период
адаптации, не стоит сразу загружать ребенка различными кружками или секционными
занятиями, лишать общения с друзьями или иных вещей, к которым он привык,
обязательно отводить максимум времени для прогулок на свежем воздухе.
Таким образом, усилия
воспитателей и родителей должны быть направлены на развитие педагогической,
интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер.
Если ваш ребенок придет в первый класс подготовленным, если будет чувствовать
вашу поддержку и любовь, то обучение будет даваться ему легко.
Отнеситесь к подготовке к
школе серьезно, мудро, обдуманно. Лучше сейчас предупредить последствия, чем
потом их исправлять. Все в природе происходит в свое время. Помните об этом!
Подготовка к школе - это путь совместной деятельности и взаимодействия ребенка
и родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.04.2025
Дата обновления: 03.04.2025
Дата публикации: 03.04.2025