Лексическая тема «Животный и растительный мир весной». Рекомендации по изучению во второй младшей группе
31.03.2025
Уважаемые
родители! Предлагаю вам
лексико-грамматические игры, упражнения и задания на материале темы «Животный и растительный мир весной». Цель
наших совместных занятий:
- расширение
и активизация словаря по теме;
- совершенствование лексико-грамматической
структуры речи;
- развитие связной речи, фонематических
процессов, речевого слуха.
С детьми 3-4 лет занятия не должны
продолжаться дольше 20 мин. Данные
игры и упражнения целесообразно выполнять
небольшими порциями и на фоне хорошего
настроения у вас и у ребенка.

Существительные: солнце, гроза, тюльпан, нарцисс, одуванчик,
черемуха, скворец, грач, ласточка, медведь, еж, барсук, лиса, заяц, белка, детеныши
животных, бабочка, комар, муха.
Прилагательные: маленькие, беспомощные, забавные, теплый,
ласковый, первый, прекрасный, весенний, зеленый.
Глаголы: набухают, распускаются, вьют гнёзда, просыпаются, питаются, рождаются,
линять, сеять, сажать, выращивать, ухаживать, пахать, заботиться.

1. Закрепите с ребенком знания,
полученные в детском саду.
Ранней весной среди снегов в
лесах, на полянах, появляются первые весенние цветы. После долгой зимы эти
цветы особенно приятны и красивы. Это
подснежники, пролесок (голубой подснежник), крокусы, примула, сон-трава. Про
весну народ говорит: «Весна цветами красна» - всю весну появляются все новые и
новые цветы: нарциссы, тюльпаны, сирень, колокольчик. В мае распускаются в лесу
ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха.

В начале
марта прилетают перелётные птицы. Раньше всех из тёплых стран возвращаются грачи и скворцы. Вслед за грачами прилетают жаворонки, кукушки, ласточки, стрижи и многие
другие птицы. Весной птицы высиживают яйца и выкармливают птенцов.

После зимней спячки просыпаются медведи, ежи,
барсуки. У многих животных появляется приплод — весной рождаются зайчата,
бельчата, волчата, лисята и многие другие звери.

Люди подготавливают
специальную технику. Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы.
И пока не просохла земля, нужно успеть вспахать и посеять зерновые
культуры. В садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
В апреле
люди проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес,
ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В
огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук. В
мае начнется посев и высадка рассады цветов.

2. Посмотрите с ребенком развивающие
видео, обсудите содержание, побуждайте ребенка говорить полными предложениями.
https://www.youtube.com/watch?v=56UIgqR1Avo
https://www.youtube.com/watch?v=-7NNiGg78AM
https://www.youtube.com/watch?v=inpRP0jgVJ0
https://www.youtube.com/watch?v=Z4OfrnPNJnY
https://www.youtube.com/watch?v=4QYGSo4Yg4s

3. Игра с мячом «У кого кто?»
Ход игры: взрослый бросает
ребенку мяч и называет животное; ребенок ловит мяч, называет его детеныша (или
детенышей) и возвращает мяч взрослому обратно.
Например: у волка
с волчицей – волчонок (волчата); у белки – бельчонок (бельчата); у зайчихи с
зайцем – зайчонок (зайчата) и т.д.

4. Игра «Кого не стало?»
1 вариант: на столе
расставляются или выкладываются 3 (4, 5) изображения животных, ребенок в
течение нескольких секунд смотрит и запоминает, закрывает глаза, одно
изображение (фигурка) убирается. Ребенок должен назвать кого не стало.
2 вариант (на развитие речи):
сначала проговариваем, кто был, потом говорим, кого не стало.
Например: у
волчицы были волчата – у волчицы не стало - волчат;
у
волчицы был волчонок – у волчицы не стало - …;
у
белки – были бельчата – у белки не стало…. и т.д.

Например: Одна
сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок. Один грач, два грача…
Один
воробей, …; Один зайчик, …; Одна лисичка, …; Один
тюльпан, …
6. Упражнение «Расскажи,
что происходит в природе весной»
Взрослый называет существительное, а ребенок
рассказывает, что происходит с ним весной (помогите, если ребенок
затрудняется). Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы
начинают вить гнезда и т.д.
Животные - …; Цветы - …;
Солнце - …; Небо - …; Деревья - …

7. Игра «Назови ласково»
Взрослый называет слово, задача ребенка - изменить это
слово на ласковое.
Солнце – солнышко, дождь – …, сосулька – …, птица – …,
трава – …,
лужа – …, проталина – ...,
лист
- …, туча - …, куст - …, цветок - …
8. Упражнение
«Скажи наоборот»
тепло
– … (холодно), сыро - … (сухо), грязно - …, пасмурно - …,
светло - …,
день - …, утро - …, дождливо - …

9. Упражнение «Подбери слова»
• Весенний – день, дождь, гром, цветок и т.д.
• Весенняя – капель, гроза,
…
• Весенние – цветы, дни, …
10. Упражнение «Исправь
предложения»
Солнце светит,
потому что стало тепло.
Наступила весна, потому что
распустились цветы.
Над городом нависла туча,
потому что идет дождь.
11. Загадайте загадки
Самый
первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется ... (подснежник)

12. Прочитайте ребенку стихотворения
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы…
Пришла весна. Зиме конец! (С.Маршак)

Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том,
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат.
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку –
Муху и козявку. (Е.Тараховская)

13. Предложите ребенку раскраски по теме
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2025
Дата обновления: 13.04.2025
Дата публикации: 31.03.2025