Дистанционное образование. Признаки весны.
14.03.2025
Чтобы рассказать детям 7 лет о признаках весны, можно
использовать следующие методы:
Беседа. Можно задать детям вопросы о том, какие
приметы весны они знают. Например, спросить, тает ли снег, светит ли солнце
ярче, появляются ли сосульки, прилетают ли птицы, текут ли ручьи и другие.
Наблюдение. Можно обратить внимание детей на изменения
в природе весной, например, на то, как меняется небо (оно становится
ярко-голубым), как снег становится рыхлым и тёмным. Также можно провести опыт,
чтобы показать, как снег становится ноздреватым.
Чтение художественной литературы. Можно прочитать
детям стихи о весне, заклички, пословицы и загадки.
Рассматривание иллюстраций. Можно показать детям
картины, на которых изображена ранняя весна, и обсудить, что на земле ещё много
снега, но уже появляются первые проталины.
Игры. Можно провести дидактические игры, например,
«Угадай, что за зверь», «Опиши, я отгадаю», «Чьи это детки?». Также можно
предложить детям рассортировать картинки: к картинкам с изображением времён
года зима и весна подобрать маленькие картинки, на которых изображены признаки
времён года.
В рамках рассказа о весне можно рассказать о том, как
весной просыпаются насекомые, возвращаются перелётные птицы, заканчивается
зимняя спячка зверей, и другие явления.
Предлагаю вам несколько интересных игр по теме.
ИГРА «РАЗВЕДЧИКИ ВЕСНЫ»
Утром, выйдя во двор или по дороге в детский сад,
поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в игре должны быть очень
внимательными и замечать всё вокруг.
Задача – найти как можно больше примет весны в
окружающем мире.
Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы
весны, которые видите вокруг себя.
Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый
всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд, невидимые признаки
весны или же те признаки, на которые ребенок пока внимания не обращает.
Например: солнце стало раньше вставать, Или: на лужах теперь нет льда, или: на
снегу образовалась тоненькая корочка наста.
Вариант 2. Дается 1 минута, чтобы найти как можно
больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если
играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё
обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что
увидел. Кто был самый внимательный, и кто назвал больше признаков весны – тот
сегодня «главный разведчик весны».
ЧТО МОГУТ УВИДЕТЬ НАШИ «РАЗВЕДЧИКИ ВЕСНЫ» В ЭТОЙ ИГРЕ,
ИЛИ ВЕСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ В ПРИРОДЕ.
Солнце: а) дети заметят, что весеннее солнышко теплее,
хочется снять варежки или расстегнуть пальто. А у некоторых детей и взрослых от
солнца появляются веснушки! От солнца бывают и солнечные зайчики. Б) могут
заметить, что солнце встает рано и будит людей. Встаешь, а уже светло на улице.
А зимой, когда мы просыпались, было еще темно. Значит, день стал длиннее, а
ночь короче.
Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает
вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво
сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
Снег стал темный, грязный, ноздреватый, зернистый, на
солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб, из-под которого текут
струйки воды – ручейки. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке
он уже растаял, дети уже могут заметить наст – корочку на снегу.
Воздух пахнет весной. Он теплый. Можно снять рукавички
и протянуть руки к солнышку – ладошкам будет тепло. А в морозы хотелось
спрятать руки в теплые варежки. Мы переоделись в более легкую одежду (вместо
шубы носим куртку, вместо сапожек – ботиночки и т.д.)
Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты
тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под
ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки. Почему
же лед тает днем?
Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто
было серым. В небе плывут кучевые облака то быстрее, то медленнее. Почему так
получается? Это зависит от силы ветра. Если ветер сильный, облака плывут
быстрее.
Ручьи. Потекли ручьи. А куда течет ручеек – вверх или
вниз? Куда уходит вода? Покажите, как вода стекает в особые решетки. Скажите,
что в природе мелкие ручейки впадают в более крупные, а крупные ручьи впадают в
речки. Речки переполняются водой, и выходят из берегов.
Воробьи прыгают радостно в лужах, купаются, щебечут,
греются на солнышке. А зимой они сидели на ветках, нахохлившись.
Птицы – снегири, синички, дятлы — перестали прилетать
на кормушку. Почему? В лесу уже тепло, появилось много насекомых, и птицы сами
находят себе еду. А некоторые птицы улетели от нас, они вернулись на свою
родину на север.
Насекомые проснулись весной.
К нам прилетели-вернулись домой перелетные птицы.
Почему же они вернулись? Появились насекомые – их корм.
Ледоход. Во льду на речке образуются трещины, он
раскалывается и трогается с места. Ледоход – откуда появилось это слово?
Ледоход = Лед ходит, лед идет! Лед стал перемещаться по реке, лед тронулся с
места!
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ВЕСНЫ»
Задача игры – подобрать как можно больше весенних
слов.
Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И
попросите ребенка подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет
одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у
солнышка! И тем теплее оно будет греть! Ребенок сказал слово – рисуем лучик.
Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы
подобрали слово – новый лучик и так далее.
Примерный словарь для игры:
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая,
дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная,
долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая,
яркая.
Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое,
утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое,
огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое,
радостное.
Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой
бумаги, это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника.
Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка
не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб
детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что
спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова.
Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне
растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние
цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает
столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что
приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда
снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Предложите ребенку сказать наоборот:
Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
Весна ранняя – весна …? (поздняя)
Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Зимой дни холодные, а
весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)
А Вы, взрослые, делали когда-нибудь пальчиковую
гимнастику?
Попробуем вместе с ребенком?!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА О ВЕСНЕ
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем
«клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих
руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями,
ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть,
пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из
стороны в сторону)
Капель
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по
ладошке в медленном темпе по очереди –
сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный,
мизинчик и всё повторяется снова. После
этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек,
пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем
движение капели быстром темпе.)
(Автор слов – Е. Карельская)
А теперь вспомним приметы весны и проверим их:
Дружная весна – жди большой воды.
Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету.
Грачи прямо на гнезда летят – дружная весна будет.
До первой грозы лягушки не квакают.
Май холодный – год хлеборобный.
Ласточки прилетели – скоро гром загремит.
Когда цветет черемуха, всегда живет холод.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Пословицы о весне, познакомьте с ними своего ребенка и
дайте вместе с ним им объяснение
Почему так говорят?
Весенний день год кормит.(Весной люди делают посадки
зерновых, овощей, чтобы они успели взойти и вырасти. Потом урожай соберут, и
урожай будет целый год людей кормить)
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна!
Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
Кто спит весной, тот плачет зимой.
Март с водой, апрель с травой.
Грач на горе – весна на дворе (Грачи – перелетные
птицы, они возвращаются к нам весной).
Весенний дождь лишним не бывает (Дождик весной нужен,
чтобы хорошо взошли семена)
Весна красна цветами, а осень – пирогами (Весной
распускаются цветы, а осенью собирают урожай хлеба и пекут пироги)
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.03.2025
Дата обновления: 14.03.2025
Дата публикации: 14.03.2025